Зри в корень

10 7 1

Завершилась международная акция «Большой этнографический диктант». Его итоги еще не подведены, но уже после первых дней можно было констатировать, что в акции 2020 года приняло участие рекордное количество желающих проверить свои знания о народах России.

Буквально за первые дни акции к ней присоединилось более миллиона человек. Впервые мероприятие проходило в онлайн-формате.

Ответить на вопросы можно было до последней минуты 8 ноября. Участникам необходимо было выполнить 30 заданий о народах России, из которых 20 оказались общими для всех, а 10 – индивидуальными для каждого региона.

Этнодиктантом заинтересовались также и работники ЛУКОЙЛ-Коми, тем более что для этого требовалось немного времени и смартфон или компьютер. Некоторые поделились впечатлениями об участии в акции с «СВ».

Начальник отдела реализации PR и GR проектов ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Юрий Лодыгин отмечает, что участвует в этнодиктанте впервые, им двигало любопытство – какие вопросы будут предложены участникам, окажется ли их решение ему под силу.

– Вопросы достаточно сложные. Пришлось покопаться в моем багаже знаний, иногда подключать интуицию. Набрал 61 балл. Ответил почти на все вопросы по Республике Коми, сложнее показались задания из федерального списка. Например, нужно было ответить, что общего между Иваном Христофоровичем Баграмяном, Амазаспом Хачатуровичем Бабаджаняном, Иваном Степановичем Исаковым и Сергеем Александровичем Худяковым. Из них знал только одного. Были предложены варианты: полководцы Великой Отечественной войны, маршалы, земляки или все вышеперечисленное. Выбрал интуитивно последний вариант и не ошибся!

Начальник отдела подготовки нефти и газа ЛУКОЙЛ-Коми Ильшат Низамов в этнодиктанте принимал участие впервые. Сам шутит, что появилось 15 минут свободного времени, которого ему хватило, чтобы успеть зарегистрироваться и ответить на все 30 вопросов. Итог – 75 баллов из 100.

– Мне сложнее было отвечать на вопросы регионального сегмента. Из всего перечня больше всего понравился вопрос про вкусности, на который ответа не знал, но понадеялся на интуицию и был прав. Видимо, в тот момент очень хотел съесть как раз катламу, – смеется наш собеседник.

Собственно, сам вопрос: Это мучное блюдо есть у большинства тюркских народов России и стран СНГ и называется у всех практически одинаково. Оно упоминается в Словаре Махмуда Кашгарского XI века, и до сих пор популярно от Алтая до Крыма как праздничное или обрядовое блюдо. Помимо катламы предлагались еще такие варианты ответов, как ватрушка, сочник и чак-чак.

Оператор пульта управления 5-го разряда КЦДНГ-2 ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» Диана Миндубаева тоже впервые участвовала в этнодиктанте.

– У меня ушло 23 минуты на его прохождение, я набрала 67 из 100 баллов. Не составило труда ответить на вопросы до 20-го, а вот уже после было сложнее, так как я в Коми живу всего пять лет. Некоторые задания были для меня открытием, когда я узнала ответы на них после прохождения теста. Особенно меня заинтересовал вопрос о легенде медведя Ош, – поделилась Диана.

10 7 2

[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]

Редакция «СВ» предлагает ознакомиться с вопросами Большого этнографического диктанта, подготовленными по Республике Коми. Верные ответы опубликуем в следующем номере.

Как сегодня называется языковая семья, в состав которой входит коми язык?
1. Финно-угорская
2. Угро-финская
3. Уральская
4. Уральско-Юкагирская

Представители каких этнических групп составляли большую часть отряда Ермака, который в 1581 г. двинулся на завоевание Сибирского ханства?
1. Русские из Прикамья (Сольвычегодска)
2. Казаки
3. Зыряне Яренского уезда и казанские татары
4. Наемники – немцы и литовцы

Представители какой этнической группы составляли большинство населения первой «столицы» Коми земли Усть-Выми вплоть до XVIII столетия?
1. Коми-зыряне
2. Русские
3. Манси
4. Ханты

Первопоселенцем села Слобода (в настоящее время располагается Эжвинский р-н г. Сыктывкара), согласно фольклорной традиции, был некий колдун. Как его звали?
1. Кӧртайка
2. Ошлапей
3. Дарук Паш
4. Шыпича

По народным поверьям, не все деревья подходили для строительства. При строительстве нельзя было использовать деревья с двумя вершинами. Почему?
1. Дерево имело две макушки и считалось некачественным для строительства
2. Дерево имело две души и могло принести несчастье
3. Дерево символизировало идею стабильности и благополучия жизни
4. Дерево могло повлиять негативно на здоровье рожденных в доме

В Коми, как и в других регионах, много святых мест, включая святые источники. В каком селе Республики Коми и его окрестностях находятся 12 святых источников?
1. Усть-Вымь
2. Ыб
3. Деревянск
4. Объячево

Какая коми деревня благодаря своему архитектурному ансамблю и герою легенд Йиркапу стала известна за пределами республики?
1. Троицк
2. Фроловск
3. Кони
4. Лопыдино

Какая культурная группа или группы, проживающая/проживающие на территории Коми, использовали собачьи упряжки как средство передвижения?
1. Колвинские ненцы
2. Усть-цилемы и коми-ижемцы
3. Коми-ижемцы
4. Коми-ижемцы и верхнепечорцы

По одной из версий коми мифологии, Ош (медведь) считался сыном верховного божества Ена, вместе с которым он некогда жил на небе. Однажды Ош увидел, как женщина что-то уронила, слез с неба на землю и съел то, что она уронила. Ен рассердился на сына за это и лишил его права жить на небе. Что съел Ош?
1. Ячменное зернышко
2. Ягоду брусники
3. Половинку горошины

Северные коми многое заимствовали у соседних народов. Что было позаимствовано у ненцев?
1. Пища и столовая утварь
2. Повседневная и праздничная нательная одежда
3. Стационарные жилища и надворные постройки
4. Верхняя одежда и оленеводческий комплекс

[/bubble]

Подготовила
Светлана БЫКОВСКАЯ

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх