ВАЖНЫЙ СТАРТ. ОГНИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

УПН на месторождении «Западная Курна-2»

Наш авиалайнер стремительно приближался к промышленному сердцу Ирака – портовому городу Басра. Из иллюминатора при полном отсутствии облаков взору открывались местные пейзажи. На желтой пустынной земле чернели-зеленели нарезанные квадратами и овалами наделы. А вот показался серебристый извилистый рукав могучей реки Шатт-эль-Араб, впадающей в знаменитый Персидский залив. Она же является местом соединения великих вод Тигра и Евфрата. В дельте этих «братьев-близнецов» находятся колоссальные залежи «черного золота»…

Именно здесь в марте сего года забил новый нефтяной фонтан при непосредственном участии России. Как уже писала наша газета, самая крупная частная Нефтяная Компания страны «ЛУКОЙЛ» начала добычу на месторождении «Западная Курна-2», которое разведали еще советские геологи и к которому после свержения Саддама Хуссейна примеривались американцы. По современным меркам, оно относится к числу крупнейших в мире. Лукойловцы шли к этому событию почти 17 лет.

 

Затянувшийся сон

По этому случаю прилетела и наша делегация журналистов. Чтобы добраться от международного аэропорта Басры до лукойловских объектов (это всего 65 км), мы затратили более двух часов по прямой, ровной дороге, на которой нет пробок, зато есть всевозможные КПП и блокпосты. Согласно требованиям безопасности, ехали в бронированных «КАМАЗах» и в сопровождении специального конвоя. При этом были «упакованы» в бронежилеты.

Война закончилась, но Ирак мало изменился. По-прежнему дают о себе знать разного рода вооруженные группировки. Повсюду покосившиеся строения и небольшие домики из глины, больше напоминающие хижины, каналы с застойной водой, на обочинах дорог – останки брошенной военной техники. Грязь, мусорные кучи, бедность. Кроме как за редкие зеленые пальмовые островки и озера с летающими над ними чайками, глазу не за что уцепиться. Это какой-то дурной, затянувшийся сон из сказки «Тысяча и одна ночь».

 

С приходом

Корреспондент Е. Марихина У входа на производственную территориюЗа годы войны и притеснений населяющие здешние земли так называемые «болотные арабы» стали нигилистами, разучились работать, но научились воевать – племена враждуют и между собой. Тем не менее их старейшины находят общий язык с «ЛУКОЙЛом» и с готовностью поддерживают хорошие отношения. Что, собственно, не удивительно. С приходом российских нефтяников в 2010 году экономическое положение здесь улучшилось.

Первое и самое главное – лукойловцы дают местному населению работу. В специально созданном учебном центре Нефтяной Компании готовят сварщиков, плотников, электриков, механиков, монтажников и высококвалифицированных представителей других необходимых специальностей. Центр может одновременно принимать до 350 студентов.

Меняются и условия жизни «болотных арабов». В частности, модернизируются местные школы и больницы.

Еще одна деталь, привлекающая внимание, – часто попадающиеся на пути площадки с гоняющими там мяч мальчишками. Кстати, иракцы – заядлые футболисты. Ориентируясь на это, российский концерн вносит весомый вклад и в развитие материально-технической базы спортивных учреждений. С начала работы этого мега-проекта здесь оборудованы шесть футбольных полей. Более того, уже традиционным стало проведение местного футбольного турнира «Кубок «ЛУКОЙЛа».

 

С нуля

…Наконец, мы на территории вахтового лагеря! О жизни рабочего поселка, в котором, кстати, трудятся и наши земляки, мы расскажем в следующих номерах «СВ».

Благополучно заселившись в одноместные боксы со всеми удобствами, передохнув и отобедав в местной столовой, собираемся с силами и, вооружившись необходимыми средствами защиты – рабочими касками и очками, – отправляемся на производство.

Так как месторождение расположено в небезопасном регионе, вся площадь, на которой ведет работы «ЛУКОЙЛ», охраняется в усиленном режиме.

– Мы запускались почти в боевых условиях. Я прекрасно помню лето 2010-го. В первый же день пережили три бомбежки, три ракетных обстрела. В зоне добычи нами было обезврежено около четырех тысяч неразорвавшихся снарядов, – вспоминает заместитель менеджера проекта установки подготовки нефти Виталий Дьячков.

Тогда никто не верил, что в таких условиях российские нефтяники смогут реализовать этот проект. Но они приняли высокие риски. Причем начали с нуля. И не прогадали! Уже через 26 месяцев получили первую коммерческую нефть с этого месторождения.

 

Высший класс!

За это время лукойловцы создали мощнейшую производственную инфраструктуру. Поражает буквально все увиденное, особенно установка подготовки и система сбора нефти (девять ниток по 57,5 тыс баррелей нефтяного эквивалента в сутки). УПН только называется установкой, а по сути – это настоящий завод. Не менее потрясают своими масштабами газотурбинная электростанция мощностью 126 МВт и экспортный трубопровод длиной в 103 км.

Зал учебного центраУдалось познакомиться и с процессом добычи топлива из недр южноиракской земли, посетив кустовую площадку №6. Технологии бурения здесь применяются те же, что и в России. Так называемый «кустовой» метод – по нескольку скважин на одном участке. До этого в Ираке никто так не бурил.

Сильное впечатление произвела и вышка-великан. Пока поднималась по лестнице, недоумевала, как же нефтяники умудряются работать на такой высоте да еще и при жаре, которая в летнее время достигает отметки 50 градусов.

И вот кульминационный момент экскурсии: по традиции, темную маслянистую жидкость набрали в рабочую каску и предложили всем желающим помазать ею щеки.

Качество «черного золота» «Западной Курны-2» – высший класс! По словам специалистов Компании, иракская нефть относится к тяжелой малосернистой. Однако местный климат делает ее добычу простой. От жары она становится более жидкой, что значительно упрощает ее извлечение, тогда как в погодных условиях того же Усинска она просто застыла бы.

А еще в здешнем «черном золоте» мало примесей. Более того, из него можно делать что угодно: от топлива до полимеров.

 

Масштабы впечатляют

Борьба за право качать эту нефть длилась 40 лет. В конце девяностых с Ираком смог договориться «ЛУКОЙЛ». После свержения Саддама Хуссейна Россию в Ираке потеснили американцы. Однако, несмотря на их влияние в регионе, российские нефтяники выиграли тендер, при этом обошли британские, французские и китайские компании-гиганты.

Сегодня месторождение, геологические запасы которого оцениваются в 35 млрд баррелей нефти, лукойловцы осваивают вместе с иракскими коллегами. Контракт рассчитан на 25 лет. Сейчас, на первом этапе, добывают 120 тыс баррелей нефти в сутки. На пике планируют извлекать более миллиона баррелей ежедневно. Перспектива впечатляет. Для сравнения: Ирак на всех своих месторождениях в сутки добывает 3,5 млн.

 

При всей пышности

Соответствовало уровню события и само торжество. Что уж и говорить – это исторический момент как для экономики Ирака, так и для бизнеса «ЛУКОЙЛа».

Церемония проходила в огромных шатрах с особым шиком и размахом. Убранство было, как и полагается, в восточном стиле – белоснежная мебель, красные дорожки. К столу подавались национальные блюда, центральное место среди них занимал плов.

Пышности мероприятия отвечали и меры безопасности. Чтобы попасть на церемонию, надо было миновать КПП и пройти досмотр.

Здесь собрались не только нефтяной бомонд Ирака и многочисленные зарубежные гости. Разумеется, приехали главные персоны – Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, Вице-премьер Ирака по энергетике Хусейн Аль-Шахристани, министр нефти Ирака Абделькарим Луэйби и Президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов.

Пожалуй, впервые церемония начала добычи нефти была полностью виртуальной. И это весьма логично. Потому что проект уникальный. И сегодня ему нет аналогов во всем мире. Что на протяжении всей церемонии подчеркивалось главными лицами.

…Наше двухдневное путешествие подходило к концу. Самолет все дальше уносил нас из солнечного Ирака в еще холодную Москву. А здесь, на Ближнем Востоке, оставались наши нефтяники. Им предстоит вершить великие дела, которые, цитируя слова послания Президента России, «являются важным шагом в развитии взаимовыгодного практического сотрудничества между странами».

Резервуарный парк

Елена МАРИХИНА

На снимках: УПН на месторождении «Западная Курна-2»; корреспондент Е. Марихина У входа на производственную территорию; зал учебного центра; резервуарный парк

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх