Он хотел связать свою жизнь с морем, но волею судьбы оказался на шахте. Зато сейчас слесарь по обслуживанию и ремонту оборудования 4-го разряда нефтешахты № 1 НШУ «Яреганефть» («ООО «ЛУКОЙЛ-Коми») Евгений Гриценко понимает, что двадцать лет назад обстоятельства сложились в его пользу: достойные условия и оплата труда, хороший коллектив, занятие любимым делом… Разве есть о чем сожалеть?
Романтика моря
Евгений Гриценко родился в Прокопьевске Кемеровской области. На Ярегу его семья переехала в 1979 году.
В Ухте получил специальность автослесаря, хотя мама советовала профессию шахтера, как у отца. Но он грезил о путешествиях, выбрал романтику моря и подался в Новороссийск.
Отучившись в мореходной школе, устроился в местную рыбопромышленную компанию матросом-мотористом.
Желание сбылось – увидел полмира. Но наступили 90-е, запомнившиеся всем экономической нестабильностью, неплатежами зарплаты, развалом предприятий и безработицей. Пришлось ехать домой. Для начала пробовал себя в роли предпринимателя. Оказалось – не по душе: трудно и ненадежно. Поэтому решил идти другим путем. Тогда и сбылось желание родителей – увидеть сына продолжателем династии.
Первый день в шахте
Горнорабочим второго разряда в шахту (тогда она принадлежала ЗАО «Битран») Евгения Михайловича приняли сразу.
– В 95-м у меня было сразу два значимых события. 21 августа вышел на новую работу и радовался рождению сына, – смеется он. – Прекрасно помню свой первый день на шахте. Смена с трех часов дня, занимался спуском материалов вниз с нулевой площадки. Это отнести, то – поставить, ничего сложного. Под землей? Ну и что! Паники не было. Я и сейчас гораздо лучше себя чувствую внизу, уже не представляю, что такое работать на улице. У нас тут всегда тепло.
Спустя полгода поступило предложение о повышении квалификации на курсах электрослесарей. Согласился. А потом на шахте начались проблемы.
– Когда наше предприятие вошло в состав ЛУКОЙЛа, жизнь быстро стала налаживаться, зарплату повысили в разы, выплачивали в срок. Начались поставки нового оборудования и запчастей, которых не хватало, – вспоминает Гриценко. – Стабильность радует и сейчас. Недавно пришли комбайны. Теперь и проходка пошла быстрее. Ожидаем поступления новых редукторов. Скоро и машины на капремонт ставить не придется – производство не стоит на месте, шагает в ногу со временем.
Поторапливайся не спеша
В слесарной группе, где трудится Евгений Гриценко, двенадцать человек. У каждого свои задачи. В обязанности Евгения Михайловича, в основном, входит устранение неисправностей в породопогрузочных машинах.
– Конечно, можно кого-то подменить и повозиться с пилой или отбойником. Но здесь у каждого своя роль, это правильно и профессионально. А еще действует принцип «поторапливайся не спеша»: ремонт, порой, длится до двух недель, и это не затягивание процесса. На первом плане должна быть не скорость, а качество, – уверен Гриценко.
Этому правилу когда-то обучили наставники. Сейчас своими знаниями с молодыми специалистами, которые составляют большую часть бригады, делится уже он сам. Ребята схватывают на лету, не боятся сложностей и со всем справляются.
– Лентяев у нас нет. В НШУ серьезно подходят к подбору кадров. Конечно, без помощи опытного наставника далеко не продвинешься, – продолжает потомственный шахтер. – Помню, как уже отработал три года, когда пришлось разобрать пульт управления, а я даже не знал, с чего начинать. Тот же подшипник вынуть из посадочного гнезда – и то нужны навыки, хоть это и кажется простым. Важно все делать четко, чтобы не навредить, не испортить. С коллективом повезло, люди подобрались надежные, все вопросы решаем спокойно, а когда между коллегами взаимопонимание – дело спорится.
Не скучают
В шахте исключительно профессиональные отношения, за пределами – дружеские. Вместе отдыхают, помогают друг другу. Ввели хорошую традицию – большой компанией ходят в баню. Играют в хардбол (военно-спортивная игра с применением пневматического оружия). Одним словом – не скучают.
А еще Евгений Гриценко обожает охоту и рыбалку. Однако желания поучаствовать в корпоративных соревнованиях по рыбной ловле, которые дважды в год проводятся на озере нефтешахты № 3, пока не возникает – предпочитает удить на реке. А вот помериться силами в состязаниях слесарей был бы не прочь.
Евгений Гриценко хоть и оформил в 2015 году пенсию, на заслуженный отдых не торопится, продолжает трудиться.
– Год-полтора еще поработаю, – поясняет ухтинец, – получше молодежь подготовлю, передам смену, да сына на ноги поставлю.
Владислав, сын Евгения, пошел по стопам отца и сейчас трудится на НШУ стволовым. Его решение Евгений Михайлович поддерживает. «Я бы хотел, чтобы Влад тоже занялся механикой, – говорит он. – Но уж как дальше сложится – время покажет. Неважно, где будет работать, главное – чтоб на совесть. Не зря ведь народ поговорку придумал «Не место красит человека…».
[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]
Евгений Гриценко, слесарь по обслуживанию и ремонту оборудования нефтешахты № 1 НШУ «Яреганефть»:
Когда наше предприятие вошло в состав ЛУКОЙЛа, жизнь быстро стала налаживаться, зарплату повысили в разы, выплачивали в срок. Начались поставки нового оборудования и запчастей, которых не хватало. Стабильность радует и сейчас. Производство не стоит на месте, шагает в ногу со временем
[/bubble]
Татьяна АЛЕКСАНДРОВА