ТАНЦУЮЩИЙ ЛЕС И ЗУБЫ КАШАЛОТА

на фоне «Витязя»

Известие о том, что я оказалась в числе шести счастливчиков-школяров из Нижнего Одеса, которым нефтяники ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» подарили путешествие в самый западный город России, меня буквально захлестнуло радостью! Сразу решила, что буду вести путевые заметки, чтобы ничего не забыть. Ведь у меня потом обязательно спросят, мол, как там?

* * *

РОЖДЕННЫЙ ДВАЖДЫ

3 мая. Утро

Мы едем. Сначала в Москву. В поезде нас вместе с ребятами из других районов Коми – почти целый вагон. Знакомимся, ведь девять дней нам предстоит быть вместе. Компания подобралась веселая.

4 мая. Полдень. Белорусский вокзал

Вот и столица-матушка! Переехали с вокзала на вокзал. Нам хочется быстрее в Калининград. Через час посадка в другой поезд. Вагонная жизнь продолжается.

5 мая

Наконец-то мы приехали в Калининград. Ночью дважды пересекли границу с Литвой. Четыре раза предъявляли пограничникам паспорта и визы. Поселили нас в отличные номера гостиницы «Золотая бухта», здесь очень красиво и уютно. Приняли душ, вкусно пообедали в кафе и отправились на нашу первую экскурсию по городу, в который я влюбилась с первого взгляда.

Калининград – особый город России. Его с полным правом можно назвать рожденным дважды. Город был основан в 1255 году Тевтонским орденом крестоносцев как крепость и получил имя Кенигсберг, что в переводе с немецкого означает «Королевская гора». Конечно, ландшафтный облик города определяет прежде всего архитектурный ансамбль, в котором причудливым образом сочетаются красота и таинственность старинных зданий и особняков с современной архитектурой. Зато сам Калининград – зеленый город с большим количеством озер, парков, садов, скверов и прудов. Весна здесь в полном разгаре: благоухают цветущие сады, радуют глаз разноцветные клумбы. Красота!

Мы посетили местный университет, самый древний в России, ему на 200 лет больше, чем МГУ им. Ломоносова. Недалеко от университета находится могила великого философа Иммануила Канта, который преподавал в этом учебном заведении целых 16 предметов! Верно говорят, что талантливый человек талантлив во всем. «Человек – высшая ценность», – утверждал Кант. Только за это изречение перед ученым следует снять шляпу.

Город за свою 756-летнюю историю пережил множество войн. Вторая мировая оказалась для него роковой. Об этом нам рассказали в пятом форте, имеющем статус музея истории Великой Отечественной войны. Мы увидели бункеры, укрепления, подземные ходы, в которых прятались немецкие войска и вели огонь по штурмующим город советским воинам. Какую же смекалку и мужество нужно было проявить солдатам Красной армии, чтобы выбить фашистов из города-крепости в апреле 1945 года. Неспроста была утверждена медаль «За взятие Кенигсберга», хотя город и не был столицей государства.

Калининград весенний

ТРОГАТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА

6 мая

Сегодня мы посетили нефтяные предприятия компании «ЛУКОЙЛ». И совершенно случайно встретили на нефтяном терминале своего земляка Игоря Филонова. Вот уж действительно мир тесен! Встреча Игоря со своей бывшей учительницей Татьяной Даниловной Ушаковой, сопровождающей нас в поездке, получилась очень трогательной. Лет двадцать назад она обучала его географии. А на этот раз в качестве педагога выступил уже сам Игорь, став нашим экскурсоводом. Он очень интересно рассказал, как принимают нефть и нефтепродукты на терминале, как готовят их к транспортировке и отправляют на огромных танкерах с калининградского берега Балтийского моря на европейский рынок. Мы побывали в огромной диспетчерской, где на многочисленных мониторах отражаются все этапы этого сложного процесса. Нам, детям нефтяников, было особенно интересно, ведь мы уже побывали на подобных экскурсиях в своем поселке и теперь могли сравнивать. Я сразу решила о своих впечатлениях подробно рассказать отцу, оператору по добыче нефти ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз», и маме, которая как раз и занимается приемкой нефти на своем маленьком предприятии.

Завершился день в аквапарке «Олимпик». В нем три горки, несколько бассейнов, сауна, детская зона и джакузи. Все сделано очень красиво и безопасно. Интересно, что даже наши руководители отважились скатиться с самой высокой горки. Порезвились мы от всей души!

ПРИВЕТ С БАЛТИКИ

7 мая

Сегодня был отличный день и отличный гид – Алексей, с которым мы совершили необыкновенную экскурсию по Куршской косе.

Поднявшись на смотровую площадку одной из самых высоких дюн Европы – Эфу, увидели гладь Куршского залива. Жаль, что не довелось услышать, как одновременно поют пески и плещутся волны Балтийского моря! Стоял штиль, и день был необыкновенно солнечным, ослепительно ярким.

Зато в самом сердце Куршской косы посетили знаменитую орнитологическую станцию «Фрингилла». Ученые, живущие и работающие здесь, отлавливают перелетных птиц уникальной гигантской ловушкой. Пернатых путешественников кольцуют и отпускают на волю. Знайте, если вдруг на окно вашего дома сядет птичка с кольцом на лапке, возможно, она принесла вам привет с Балтийского моря.

Совершили мы и прогулку по «танцующему лесу» – этой до сих пор неразгаданной природной аномалии. Стволы деревьев в этом лесу изогнуты самым удивительным образом. Вот здесь мы вдоволь позировали на фоне причудливых стволов!

Анастасия Зыкова (слева) и Наталья Чубарова в «Танцующем лесу»

ПЕРЧАТКА НА БРУСЧАТКЕ

8 мая

Последний день в Калининграде! Этот день сделал наши знания еще богаче. Мы посетили научно-исследовательское судно «Витязь», которое сыграло выдающуюся роль в изучение Мирового океана. На основании его исследований был создан Атлас морского дна. Сейчас здесь музей. Нам показали каюты корабля, мы даже увидели судовой журнал и письма капитанов. Удалось даже постоять в рубке у штурвала. Конечно же, не могли пройти мы и мимо единственного в России музея Мирового океана. Пересчитали зубы на челюсти огромного кашалота. Полюбовались множеством экзотических рыб. Побывали и в музее космонавтики, в котором увидели пищу и скафандры первопроходцев космоса. Честно скажу, еда из тюбиков не прельстила, а вот скафандр хотелось примерить.

Как жаль, что нам приходится покидать этот чудный город с такой богатой историей! Но я точно знаю, что сюда еще вернусь. Для этого специально оставила свою перчатку на исторической брусчатке Кенигсберга…

Низами Нуралиев и Яна Патрина у штурвала

А. Зыкова у челюсти кашалота

Анастасия ЗЫКОВА,
ученица 9 класса
нижнеодесской СОШ № 2

На снимках из личного архива Т. Ушаковой и Н. Зыковой: на фоне «Витязя»; Калининград весенний; Анастасия Зыкова (слева) и Наталья Чубарова в «Танцующем лесу»; Низами Нуралиев и Яна Патрина у штурвала; А. Зыкова у челюсти кашалота