Полезное дополнение

3 2

Современные разработки – ключ к достижению высоких производственных результатов. Инженеры «ЛУКОЙЛ-Коми» ищут новые технические решения для повышения надежности глубинно-насосного оборудования. Сегодня на производственных объектах ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» испытывается разгрузочный блок для винтовых насосов.

Во избежание отказов насосных установок по причине попадания скважинной жидкости в двигатель, применяются специальные разгрузочные блоки или опорные узлы. При временных остановках установки электровинтовых насосов (УЭВН) вязкая нефть, особенно в зимнее время, значительно увеличивает гидродинамическое сопротивление. Запуск двигателей в этих условиях приводит к тому, что винтовой насос начинает работать в условиях «закрытой задвижки». На выходе из него резко возрастает давление и, как следствие, повышаются удельные нагрузки на эластомерную обойму статора, что в ряде случаев приводит к ее разрушению.

Вязкость пермокарбоновой нефти порой достигает 10 тысяч мПа в секунду в зависимости от процента обводненности. При таких показателях осевая нагрузка на ротор насоса может доходить до нескольких тонн. Хотя УЭВН и выполнена из прочных материалов, никакое «железо» не выдержит подобного длительного воздействия, рано или поздно оно может выйти из строя. В первую очередь от осевых нагрузок страдают подшипниковые узлы системы, валы, а также гидрозащита электродвигателя.

Для минимизации вышеописанных рисков на ряде скважин ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» начались испытания опорного узла отечественного производства. Данное оборудование способно безболезненно компенсировать нагрузку до пяти тонн, в планах испытания до 10 тонн.

Если раньше одной из проблем при выборе той или иной модели являлось отсутствие унификации, то сегодня инженеры «ЛУКОЙЛ-Коми» нашли разгрузочные блоки, подходящие практически к любому насосу. Сопряжение новых модулей осуществляется посредством переводных муфт. Это позволяет существенно упростить работы по их установке на используемые сегодня насосы различных производителей. А значит, и сократить число остановок УЭВН, а вместе с тем и потери нефтедобычи.

Для чистоты эксперимента технологами усинского ТПП были подобраны 10 скважин пермокарбоновой залежи, насосы которых оснастили новыми блоками разгрузки. На сегодняшний день все внедренные комплекты остаются в работе. А это означает, что технология оправдывает свое назначение. И, возможно, в будущем будет внедрена в промышленную эксплуатацию.

Александр ЧАСОВИТИН

 

Оставьте комментарий

Пролистать наверх