Сотни и сотни километров различных трубопроводов, предназначенных для транспортировки нефти, газа и воды, пересекают заполярную тундру во всех направлениях. Причем проложены они, как правило, в малолюдных и труднодоступных местах, что весьма осложняет эксплуатацию этих инженерных сооружений – важнейшей составляющей мощного регионального топливно-энергетического комплекса, его «кровеносной системы». Что, в частности, делается специалистами ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» и будет сделано в дальнейшем для обеспечения сохранности стальных магистралей в состоянии, гарантирующем надежность и безусловную герметичность?
Мимо внимания жителей Ненецкого округа, конечно же, не прошли сообщения окружных СМИ о том, что в «ЛУКОЙЛ-Коми» в круглосуточном режиме начала действовать прямая телефонная линия для обращений по поводу улучшения природоохранной деятельности предприятия.
Тем самым один из крупнейших недропользователей региона в очередной раз подтвердил, что твердо придерживается принципа открытости в ходе реализации программы экологических мероприятий. И один из ключевых и наиболее затратных разделов этой программы связан с последовательной заменой тех участков трубопроводов, остаточные ресурсы которых близки к исчерпанию.
Начало начал – диагностика
– Определению этих ресурсов, формированию планов замены магистралей предшествуют задания по их техническому освидетельствованию и тщательному диагностированию с использованием всех самых современных методов, взятых на вооружение ведущими нефтегазодобывающими компаниями мира, – пояснил начальник отдела технического надзора ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» Анатолий Анфиногенов.
В частности, по словам собеседника, широкое распространение на лукойловских объектах в Заполярье получили ультразвуковые измерения посредством компактных цифровых дефектоскопов, предназначенных для обнаружения посторонних включений, пор и трещин в сварных швах.
В ходу здесь также портативные тепловизоры, чутко улавливающие утечки тепла в тех местах, где невозможно визуально зафиксировать нарушения изолирующих покрытий.
Свою высокую эффективность доказала и акустико-эмиссионная диагностика коррозии трубопроводов. Если кратко, принцип этого метода контроля состоит в регистрации волн упругих напряжений, возникающих в материале той или иной конструкции в результате развития или даже зарождения каких-либо дефектов.
– А наиболее трудоемким и дорогостоящим видом экспертиз, – говорит Анатолий Анфиногенов, – являются обследования инженерных сооружений средствами внутритрубной диагностики, когда по трубам один за другим пропускаются дисковые очистные устройства, калибровочные поршни и магнитные снаряды.
Цель оправдывает затраты
В прошлом году было проведено комплексное обследование действующего сорокакилометрового промыслового нефтепровода с Перевозного месторождения до установки подготовки нефти (УПН) «Варандей». Определен его остаточный ресурс: он составляет три года.
– Там, на арктическом побережье, коррозионные процессы протекают особенно активно, – утверждает начальник отдела технадзора ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз». – Не в последнюю очередь это связано с ветрами и туманами, насыщенными морской солью. Давным-давно замечено, что изделия и предметы из железа в тех местах ржавеют буквально на глазах…
Что же касается трубопроводов, построенных из углеродистой и низколегированной стали, они в основном подвержены так называемой «ручейковой» коррозии в виде желобов. И наиболее эффективным способом борьбы с нею является создание барьера между внутренней поверхностью труб и транспортируемой жидкостью, то есть нанесение эмалевых покрытий, лакирование коррозионно-стойкими материалами.
– С начала нынешнего года была произведена замена старых труб на новые, эмалированные, на участке протяженностью 23,2 км, – сообщил Анатолий Анфиногенов. – А в следующем году полностью завершим работы по замене труб и на втором участке этого нефтепровода с Перевозного месторождения. Подчеркну, что используются трубы отечественного производства. Кроме того, выполнена аналогичная реконструкция девятикилометрового водовода, соединяющего УПН «Варандей» с фондом поглощающих скважин. При этом все сварочные стыки были защищены специальными втулками.
Нарастающими темпами
В 2016–2017 годах в ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» планируют выполнить внутритрубную диагностику на участках общей протяженностью 215 км! Трудно не заметить, что обследования проводятся нарастающими темпами. Неуклонно расширяется и география таких работ. В списке подлежащих диагностированию объектов – нефтесборные коллекторы на Южно-Хыльчуюском, Тэдинском, Торавейском месторождениях.
Повышенное внимание к задачам из области поддержания безопасности производства для окружающей среды и усилия, направленные на предотвращение инцидентов при транспортировке углеводородов, как показывает практика северного подразделения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», не напрасны.
Так, с начала 2016 года не было допущено ни одного отказа, сбоя при эксплуатации трубопроводных систем, которые привели бы к утечкам нефтесодержащей жидкости, загрязнениям ею тундры, здешних рек и озер.
И прямая телефонная линия для связи с населением региона, уверены нефтяники, будет способствовать не только усилению контроля, но и поможет оперативно реагировать на возможные риски, выявлять слабые места.
Эта готовность к диалогу с общественностью, безусловно, и уважения заслуживает, и достойна широкого распространения.
[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]
215 км составляет протяженность запланированной диагностики трубопроводов на 2016–2017 годы
[/bubble]
[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]
Анатолий Анфиногенов, начальник отдела технадзора ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз»:
На арктическом побережье коррозионные процессы протекают особенно активно. Не в последнюю очередь это связано с ветрами и туманами, насыщенными морской солью. Давным-давно замечено, что изделия и предметы из железа в тех местах ржавеют буквально на глазах
[/bubble]
Михаил ВЕСЕЛОВ