НАЛИВНЫЕ ПАРОХОДЫ

Вскоре после того, как начали использовать сырой углеводород как источник энергии, зарождающаяся нефтяная промышленность оказалась перед проблемой доставки нефти из отдаленных мест. Первые наливные танкеры были построены в 1860 годах и двигались с помощью парусов. В 1873 году был создан паровой нефтяной танкер, названный Vaderland. Кроме того, часть «черного золота» перевозили с использованием барж.

 

* * *

Одним из первых в мире танкеров, «наливной пароход» под именем «Зороастр», был построен в 1877 году по заказу «Товарищества братьев Нобель» на верфях шведского города Мотала. Пароход грузоподъемностью 15 тысяч пудов (около 250 тонн) использовался для доставки керосина наливом из Баку в Царицын (ныне Волгоград) и Астрахань.

 

* * *

На данный момент нефтяные танкеры подразделяются на две основные категории: для перевозки сырой нефти и для готовой продукции. Суда первого типа обычно больше, они служат для перемещения нефти на НПЗ, где она перерабатывается в топливо и другие продукты. Танкеры второго типа меньше и перемещают переработанные нефтепродукты на рынки, где те могут быть проданы. Эти могучие морские суда обладают рядом особенностей.

 

* * *

Двойной корпус – обязательная конструктивная особенность на вновь построенных танкерах. Это дает дополнительный уровень защиты от повреждений, которые могли бы привести к аварии.

 

* * *

Для остановки супертанкера от крейсерской скорости в 30 км/ч до нуля необходимо 20 минут. В чрезвычайных ситуациях некоторые из них могут выполнить «Краш остановку» – маневр, который может сократить время до 14 минут. Причина таких цифр в большой инерции танкеров, из-за этого большинство таких судов выключают свои двигатели примерно в 25 км от дока. Радиус поворота супертанкера составляет примерно два км.

 

* * *

Средний современный супертанкер может нести более двух миллионов баррелей нефти. Этого достаточно, чтобы заправить все авто в США для одновременной поездки в течение почти четырех часов.

 

* * *

Грузовые помещения танкера разделены несколькими поперечными и одной-тремя продольными переборками на резервуары – танки. Некоторые из них служат только для приема водного балласта.

 

* * *

Нефть и нефтепродукты загружают в танкеры с берега, а разгрузку ведут при помощи корабельных насосов и трубопроводов, проложенных в танках и вдоль палубы. Однако супертанкеры дедвейтом более 250 тысяч тонн, как правило, просто не могут зайти в порт, будучи полностью загруженными. Их заполняют с морских платформ и разгружают, перекачивая жидкое содержимое на танкеры меньшего размера.

 

* * *

Сегодня моря и океаны мира бороздят более 4000 танкеров. Большинство из них принадлежат независимым судоходным компаниям. Нефтяные корпорации заключают с ними договоры фрахтования, получая право на использование судна.

Подготовил
Максим ВОИНОВ

 

Оставьте комментарий

Пролистать наверх