[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]
Четверть века – много ли это для вечности? Лишь миг. А для истории – время ощутимое. Свое 25-летие ЛУКОЙЛ встречает в ранге одной из крупнейших нефтяных компаний мира. В ее активе – огромные разведанные запасы углеводородов, мощные предприятия в России и за рубежом, целая армия высокопрофессиональных сотрудников.
Сегодня мы открываем рубрику «К 25-летию ЛУКОЙЛа», в которой в течение года будем рассказывать об истории НК и о людях, которые ее творили, а также о нефтяной промышленности Тимано-Печоры, где ЛУКОЙЛ уже много лет ведет свою деятельность.
[/bubble]
Разработка Ярегского нефтетитанового месторождения является одним из эффективных проектов Компании «ЛУКОЙЛ». При этом речь идет об уникальном месторождении в масштабах страны и даже в мире по составу содержащейся в недрах нефти и способам ее извлечения: ярегская нефть необычайно вязкая и тяжелая, а добывается в специальных шахтах. За время разработки (почти 80 лет) применялись различные системы добычи «черного золота» шахтным способом, прогрессивные для своего времени.
КАМ-500
Начавшаяся в 1940-х годах промышленная эксплуатация ярегских нефтешахт поставила вопрос о необходимости применения подземных буровых станков. С первой добытой тонны нефти и по сегодняшний день специалисты стремились к высоким скоростям бурения. Как менялось техническое оснащение подземного бурения, мы узнали в Ярегском музее нефтяных шахт.
Техническим проектом первой очереди строительства НШ-1, разработанным проектным бюро третьего промысла и утвержденным 16 марта 1939 года заместителем наркома НКВД СССР, было предусмотрено бурение подземных скважин. Подземных буровых станков тогда не выпускали, и специалисты решили модернизировать КАМ-500, предназначенный для геологоразведочных работ. Его доставили из тайги по частям и приступили к монтажу прямо на брусьях около механической мастерской. Соорудили станок с пневматическим приводом вместо паровой машины (небольшие изменения в конструкции). Затем разобрали и по частям спустили в шахту, где в полевом штреке в специально оборудованной камере снова собрали.
Уже 9 сентября 1939-го, через два года после начала строительства первой в стране нефтяной шахты, была добыта первая шахтная нефть. Началось методическое изучение скважины и всего месторождения. Обогащались знаниями буровики и геологи. Осваивалось новое дело подземной добычи, и первая скважина сыграла особо важную роль. За ней было установлено круглосуточное наблюдение. Работать приходилось очень тяжело. К концу года удалось пройти еще три скважины, давшие всего 18 тонн 570 кг черного золота.
[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]
В 1939 году главным инженером шахты был Некрасов Алексей. Механическую мастерскую на ту пору возглавлял Ульянов Виктор. Первые подземные буровые мастера: Буров Сергей и Чубыкин Нестор, помощники мастеров Чекунов Василий, Бердников Степан, Кулагин Александр, Прокопчук Тимофей и старший мастер Комаров Дмитрий.
[/bubble]
ПГ-200-40-25
В процессе добычи ярегские шахтеры набирались опыта и пришли к выводу, что из буровой камеры нужно строить не одну скважину, а веер наклонных – для увеличения дренажной поверхности притока нефти. Для этого необходимо увеличить число стволов в десятки раз. Нужен был специальный станок для подземного бурения. Ярегчане обратились в проектные институты. Конструкцию нового оборудования разработали в Московском институте «Геолмашпроект», а изготовляли в Свердловске на заводе имени Воровского. В сентябре 1941 года на НШ-1 прибыли первые три буровых станка ПГ-200-40-25 для подземных работ, конструкция которых позволяла вести наклонное бурение.
Новые станки представляли собой весьма сложный механизм и, естественно, весь обслуживающий технический персонал осваивал их с большим трудом. К тому же в оборудовании было довольно много конструктивных недоработок и технических огрехов. Станки низко маневренные, обеспечивали проходку лишь до 200–250 метров в месяц, часто ломались. Буровики отказывались на них работать. В этих условиях большую роль сыграли настойчивость и организационные усилия начальника участка подземного бурения нефтешахты № 1 Бондаренко Самсона. Работа закипела! Около 20 станков этой конструкции поступило на Ярегу, число скважин под землей стало расти практически в рамках геометрической прогрессии. К концу 1941 года их было уже 456, а на 1 января 1944 года сданы в эксплуатацию 2 094 скважины.
«Ухтинец»
В последующие годы работники нефтяных шахт Яреги постоянно работали над усовершенствованием оборудования для подземного бурения. Так, приказом № 422/л от 8 августа 1945 года по управлению Ухткомбината для перепроектирования станка ПГ-200 организована конструкторская группа. Старший инженер проекта Штуберт Вольдемар – механик участка бурения НШ-1.
Нефтяные шахты переходили на уклонно-скважинную систему, которая требовала еще большего объема строительства скважин. К августу 1952 года на Ухтинском механическом заводе при активном участии инженеров и рабочих нефтешахт удалось сконструировать, изготовить и внедрить буровой станок «Ухтинец», который имел большую скорость и высокий межремонтный период, но требовал физических усилий. Однако основным приводом оставался электрический мотор, что оказалось небезопасным, так как в шахте тогда происходили выбросы газа…
[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]
В 1944 году бригадир буровой бригады НШ-1 Липин Иван удостоен высшей награды – ордена Ленина. Свинцов Виктор, Буткевич Иосиф, Хорохорин Петр, Антоник Дмитрий, Паршин Юрий, Бочаров Николай и другие буровики подземных скважин награждены правительственными наградами. Главный механик НШ-1 Мишаков Владимир награжден орденом «Знак почета».
[/bubble]
ПБС-1
Взрыв метана на НШ-1 14 января 1954 года инициировал создание производительного и, главным образом, безопасного бурового станка. С идеей его создания выступил начальник конструкторского бюро УМЗа Александр Котляров. В творческую группу вошли начальник и механик Ухткомбината Е. Юдин и А. Осипов, которые позже получили авторское свидетельство № 98591 от 24 июля 1954 года. Главной заботой был поиск надежного и абсолютно безопасного двигателя, в чем им помог инженер-турбинщик ухтинской электростанции Сергей Крыжановский. Вместо электродвигателя станок оборудовали гидротурбиной и за короткий срок изготовили опытный образец «ПБС-1». Испытывали его на НШ-1 буровой мастер Спиридон Боженко, механик Николай Кушнир и механик УМЗа Иван Зеленский.
ПБС-2Т
Первые же испытания нового подземного бурового станка в 1954 году превзошли все ожидания. Была гарантирована полная безопасность работы во взрывоопасной среде, в разы увеличились основные характеристики станка, отпала необходимость держать промывочный насос, при этом вес и габариты оборудования стали значительно меньше. Скорость проходки скважин возросла в два раза, снизилась себестоимость работ. Появилась возможность бурить скважины до 300 метров, до этого длина скважин не достигала и 200 метров.
Общий проект новой марки ПБС-2Т (подземный буровой станок второй модели, турбинный) был завершен к 1955 году. Всего УМЗом было изготовлено более 40 станков, преимущества которых нефтяники быстро оценили. Первые скважины показали, что наступила новая эра в подземном бурении.
В начале 90-х годов инженер УМЗа Александр Котляров сконструировал для нефтешахт ПБС-А300, где специальная турбина вращалась под высоким давлением струи масла, нагнетаемой насосом. Эти станки были изготовлены на Петровском заводе в Ленинграде, но из-за сложности заменить полностью ПБС-2Т не смогли.
Без малого 60 лет работал в нефтяных шахтах Яреги ПБС-2Т. Сегодня ему на смену приобретаются новые буровые станки с лучшими техническими характеристиками. Уходящий символ упорства и крепкого шахтерского характера, созданный трудом нескольких поколений ярегчан, осталось только увековечить в виде памятника…
[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]
В 1966 году орденом «Знак почета» награждены буровики Василий Дюбаров и Алексей Тучнолобов. Звания «Почетный шахтер Коми АССР» удостоен Борис Балабанов. В 1971 году Николай Меркурьев удостоен ордена Ленина. Бригадиры Борис Зорин и Валентин Теряев, буровик НШ-2 Сергей Шилыковский награждены орденом Трудового Красного Знамени, Василий Чикишев, буровик НШ-3, – орденом «Знак почета». Многие ярегчане награждены знаком «Шахтерская слава».
[/bubble]
[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]
Медаль
ПБС-2Т демонстрировался на международных технических выставках. В1955 году после возвращения из Вены (Австрия) он долгое время стоял в вестибюле Ухтинского ЦДК, а затем был передан в Национальный музей Сыктывкара. В 1956 году побывал на промышленной выставке в Москве, организованной в честь ХХ съезда КПСС, и на международных выставках в Лейпциге (Германия) и Милане (Италия). В 70-е годы станок демонстрировался на всемирной выставке в Брюсселе и был удостоен золотой медали. Создание такого бурового станка причисляется к достижениям технической революции.
[/bubble]
Алина САМУНИНА