Если ты полюбишь Север…

10 7 1

– Это ведь в разговорах только было, что, мол, заработаю на машину и квартиру и уеду. На самом деле влюблялись в свою профессию и трудились, трудились, трудились. А «временщики» быстро отсеялись, – говорит наш герой. Начальник Цеха по подготовке и перекачке нефти (ЦППН) ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» Юрий Ларькин в этом году отметил юбилей. 40 лет назад он приехал из Мордовии. И все эти годы работает на ставшем родным Западном Тэбуке.

– Если честно, даже не заметил. Как будто это произошло не со мной. Вроде подумаешь, 40 – цифра небольшая, а 40 лет для человека – серьезный возраст, – рассуждает Юрий Ларькин.

В далеком 1980 году 23-летний Юрий с женой приехали из Саранска на Север. Здесь, в Нижнем Одесе, жил его брат – осваивал нефтянку. Юрий пошел по его стопам. Устроился в цех капитального ремонта скважин «Тэбукнефти» оператором подземного ремонта.

– Работа была трудная, но нравилась, – вспоминает он. – В советское время труд ремонтников скважин ценился высоко. Приехал сразу с супругой. Мы поженились 12 января, а 13 февраля я уже вышел на работу.

Юрий Ларькин сразу же поступил учиться в ухтинский горно-нефтяной техникум по направлению «Оборудование газовых и нефтяных промыслов». Три года трудился оператором. Перспективного молодого человека заметили и назначили мастером по подземному ремонту скважин. Его жена Анна тоже нашла себя в нефтяной отрасли – устроилась машинистом по закачке рабочего агента в пласт.

– Первоначально были задумки, что мы приедем на пять лет. Но коллеги, отработавшие по 10–15 лет, надо мной посмеивались – не уедешь уже никуда. Хотя были возможности: приглашали на работу в угольную шахту. Я как-то в отпуске даже спускался в нее, посмотрел, оценил, но нефтянка мне больше нравилась, – продолжает Юрий Ларькин.

В начале 90-х он уже работал заместителем начальника цеха поддержания пластового давления (ППД), а в 1999 году, после восьми лет в этой должности, пошел на повышение и стал начальником цеха.

– Да, времена были непростые. В 90-е отрасль начала разваливаться: обновлять основные фонды было нечем, зарплату не получали. Работали по бартеру – меняли на продукты в магазине специальные талоны. Их называли «якимками». И даже тогда мыслей уехать не было – понимали, что нужно держаться друг за друга, ведь на Тэбуке работали в основном местные. С приходом ЛУКОЙЛа все сильно поменялось. Люди начали получать зарплату и жить с надеждой, – говорит нефтяник.

В 2008 году, после слияния цехов по добыче и ППД, Юрий Ларькин возглавил ЦППН, где и трудится по настоящее время. Отметим, что и жена нашего собеседника долго проработала на Тэбуке – из машиниста выросла в инженера-технолога, сейчас на заслуженном отдыхе, воспитывает внучку Полину. Да и дочь Оксана работает пусть не в нефтянке, но для добытчиков «черного золота» – на заводе по производству газотурбинных установок и дизель-генераторов в Санкт-Петербурге.

Юрий Ларькин рассказал, что весть о рождении долгожданной внучки застала его на работе и стала одним из самых запоминающихся событий.

– Мы работали на нефтепроводе Пашня – Тэбук, планово меняли участок трубы, – вспоминает он. – Это было 25 марта 2016 года. Я ждал уже с утра – дочку увезли в роддом. На улице было холодно, телефон сел, звонков нет, зарядить негде… Но кто-то со мной поделился телефоном, около 17.30 я узнал, что родилась внучка.

Среди увлечений Юрия Ларькина – рыбалка, дача. Даже на Севере каждый год умудряется собирать больше десятка ведер клубники. Да, для профессионала, который на совесть относится к любой работе, нет ничего невозможного.

– В первую очередь нужно любить свою работу, не важно, оператор ты или начальник цеха, – советует Юрий Ларькин молодым специалистам. – Когда только начинаешь трудовой путь, нужно стремиться к карьерному росту, стать из оператора технологом, мастером. Как только сделаешь первый шаг – навстречу придут старшие коллеги и помогут. Молодым и увлеченным у нас везде дорога.

10 7 2

Валентина ЗАХАРОВА

Снимки из архива «СВ»

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх