До чего дошел прогресс!

«Современная война будет войной моторов: моторы на земле, моторы в воздухе, моторы на воде и под водой, – отмечал Иосиф Сталин, выступая на заседании Главного военного совета 13 января 1941 года. – В этих условиях победит тот, у кого будет больше моторов». Только чтобы поднять в воздух легендарный штурмовик «ИЛ-2», требовалось 525 кг горючего! Поэтому нефтяная отрасль играла решающую роль. И, безусловно, немалая заслуга здесь принадлежит ярегским шахтерам.

Сегодня мы расскажем, в каких условиях добывалось «черное золото» для фронта и как изменились условия труда горняков под влиянием технического прогресса.

 

Годы войны

Именно на Яреге впервые в мире был применен метод шахтного бурения. Первая такая скважина была пробурена еще в сентябре 1939 года. Для этого был приспособлен станок для разведочного бурения, а в годы войны он был модернизирован.

– К середине 1941-го станок буровой подземный был спроектирован и изготовлен в Свердловске специально для нашей шахты, – рассказывает заведующая музеем истории ярегских нефтяных шахт Алина Самунина. – Началось его внедрение в производство, обкатка. К 1954 году такие станки уже стали выпускать на Ухтинском механическом заводе.

В качестве тягловой силы в шахте до конца войны использовали лошадей. А первый электровоз поставили на шахту в 1945 году.

Первую добытую на шахте нефть грузили черпаком в бадью, которая стояла на телеге, запряженной лошадью. Потом эти посудины поднимали на поверхность.

– Это был титанический труд, – отмечает наша собеседница.– По шахте были проложены деревянные желоба, по которым откачивали воду из забоев. Рабочие стали замечать, что по ним вместе с водой течет нефть, так была изобретена гидротранспортировка. Это тоже было в годы войны.

Сегодня в музее хранится газоанализатор военных времен – «Лампа Вольфа». Она весит свыше 10 килограммов. Шахтеры окрестили ее «Благодетельница», поскольку она спасла тысячи жизней. Горняки подносили лампу к своду шахты, чтобы по размеру и оттенку пламени определить наличие взрывоопасной смеси в воздухе. Даже должность была – газозамерщик, женщины ходили по шахте, таким образом замеряя загазованность.

Эти же лампы служили как приборы освещения. Электричество на ярегских шахтах появилось уже в 1942 году, но им освещались только редкие участки, в основном у стволов.

Во время ВОВ металл был в большом дефиците, поэтому ярегские специалисты придумали обсаживать скважины деревянными обсадными трубами, за годы войны их было изготовлено более 40 тысяч.

 

1980 – 2020 годы

Видади Сейид оглы Назиров был свидетелем того, как развивалось производство «Яреганефти» в последние три десятилетия. Он пришел на предприятие в 1984 году после окончания Азербайджанского нефтехимического института, устроился горным мастером на нефтешахту № 2 (участок проходки). 3 апреля у нашего собеседника был последний рабочий день на производстве. На пенсию он ушел с должности заместителя начальника участка вентиляции и техники безопасности нефтешахты № 1.

Говорит, что сегодня шахтерам работать легче, чем в годы его молодости, технический прогресс внес большие изменения в условия труда.

Одним из самых значимых приобретений последних лет Видади Сейид оглы Назиров считает проходческий комбайн. Первая такая машина появилась на шахте в 2011 году. Его использование позволило повысить скорость проходки, длина горных выработок достигает 800 метров против 200 возможных при использовании других методов. Несомненно, эта машина повысила безопасность тех, кто занят на горных работах.

Чтобы комбайн попал в шахту, его пришлось разобрать и по частям спустить в монтажную камеру. Для управления новым для всех работников «Яреганефти» оборудованием группа машинистов заранее прошла обучение в Воркуте и Кузбассе.

Примерно в это же время на ярегских шахтах стали использовать новые породопогрузочные машины. Они сконструированы таким образом, что исключается контакт работника с виброгенерирующими элементами.

Перфораторы, которыми пользуются шахтеры, также сегодня претерпели изменения. По сравнению с теми, что были раньше, они обладают улучшенными шумовыми и вибрационными характеристиками.

Еще одним из достижений последних лет считает Видади Сейид оглы Назиров внедрение на предприятии автоматизированной системы оперативного диспетчерского управления (АСОДУ). Теперь диспетчер может контролировать прибытие на рабочие места и местонахождение того или иного специалиста в настоящий момент времени, связаться с ним. Система также осуществляет аэрогазовый контроль. Диспетчеры отслеживают в шахтах фоновые значения температуры, влажности и давления воздуха, параметры по метану и углекислому газу.

Буквально в прошлом году на НШПП «Яреганефть» были запущены в промышленную эксплуатацию полтора десятка «умных» электровозов. Как рассказал главный механик НШПП Александр Пьянков, они оборудованы видеофиксацией, двумя видеокамерами шахтного исполнения. Видеозаписи, а также информация о времени работы машин, сведения о скоростных режимах сохраняются на карту памяти. Управление осуществляется при помощи джойстика. На предприятии электровозы используются для откатки вагонеток с породой, доставки материалов, оборудования и совершения других транспортных операций по подземным выработкам нефтяных шахт.

В последнее время была приобретена еще одна техническая новинка – погрузчик ковшовый шахтный (модернизированный). Он предназначен для механизации погрузки горной массы при проведении и очистке водоотливных канавок и траншей. До появления этой машины горняки очищали водоотводы от песка вручную.

 

Было

8 6 1

Помощники шахтеров

8 6 2

Производство обсадных труб

8 6 3

В музее ярегских шахт можно увидеть такие обсадные трубы

 

Стало

8 6 4

«Умные» электровозы

8 6 5

У проходческого комбайна

8 6 6

Погрузчик ковшовый шахтный

Светлана БЫКОВСКАЯ

Снимки из архива «СВ»

 

Оставьте комментарий

Пролистать наверх