Ухтинский нефтеперерабатывающий завод имеет почти вековую историю, которая на протяжении 22 лет неразрывно связана с ЛУКОЙЛом. В 1999 году завод вошел в состав Компании, после чего была принята и немедленно начата реализация программы капитального строительства и технического перевооружения завода. В десятки раз возросли инвестиции в предприятие и обновление его основных фондов.
Сегодня ЛУКОЙЛ-УНП продолжает стабильную работу, осуществляя переработку нефти, которую поставляют нефтедобывающие предприятия Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Основной объем поступает по магистральному нефтепроводу Уса – Ухта. Установленная мощность переработки – 3,980 млн тонн/год.
Предприятие ориентировано на потребности рынка и производит высококачественные нефтепродукты и в первую очередь для северных и арктических зон Российской Федерации.
Ухтинский НПЗ был и остается крупнейшим предприятием города. Численность сотрудников ЛУКОЙЛ-УНП составляет 557 человек, из них 60 % – рабочие, 28 % – специалисты, 12 % – руководители. С учетом подрядных организаций численность занятых работников составляет более 1 200 человек.
Юбилей Компании ухтинские переработчики встречают новыми показателями. В ноябре 2021 года достигнут рекордный выход светлых нефтепродуктов – 57 процентов.
Работодатель № 1
Генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-УНП» Алексей Иванов пришел в ЛУКОЙЛ 18 лет назад. 14 из них он работал в центральном аппарате Компании. В интервью с «СВ» он рассказал о том, как на его глазах менялся завод, войдя в лукойловскую семью, и поделился планами развития предприятия.
– В 90-е – начале 2000-х, наверное, не было ни одного инженера, нефтяника, химика, который не хотел бы работать в ЛУКОЙЛе. Честно скажу, это был тогда работодатель № 1 – на 100 процентов каждый из нас так думал. В работе в Компании, которая тогда стала нефтяным титаном, были заинтересованы все мои знакомые. И когда меня в ЛУКОЙЛ пригласил мой руководитель по московскому НПЗ, а ему был нужен инженер в отдел координации производства, я подумал, что вытянул счастливый билет. И сейчас думаю так же.
Я застал переход Компании из частично государственной в полностью частный сектор. Тогда в ЛУКОЙЛе появились новые очень талантливые и необычные для нас люди – американцы и англичане, с которыми довелось не просто поработать, а сотрудничать в крепкой связке. Один из них потом стал вице-президентом Компании по направлению нефтепереработки. Эти специалисты существенным образом повлияли на трансформацию подходов к бизнес-процессам в Компании, изменив и наше, простых работников, мироощущение.
На тот момент сектор нефтепереработки стал передовым с точки зрения реализации инноваций – бенчмаркинги, оценки, эффективность, это все стало фокусом нашей работы. И за очень короткий срок Компания, в которую я пришел в 2003 году и которая имела жесткую вертикаль, серьезно изменилась – превратилась в более подвижную и эффективную структуру.
Знакомство с Ухтинским НПЗ произошло в первый же день моей работы в ЛУКОЙЛе, поскольку, работая в разных подразделениях, курировал деятельность перерабатывающих и нефтехимических организаций. На первом этапе за мной был закреплен завод – «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», кроме того, я дублировал и ЛУКОЙЛ-УНП. Поэтому Ухтинский завод стал вторым в списке предприятий, которые мне пришлось быстро изучать с точки зрения технологической схемы. Как раз тогда на предприятии шла активная модернизация, не прекращающаяся и по сей день. Поэтому тот завод, приобретенный Компанией в 1999 году, и тот, что мы знаем сейчас, – это два разных предприятия. Де-факто сегодня здесь нет ни одного объекта, который не был построен или модернизирован за последние годы. Да, сохранились исторические названия, но, по сути, – это совершенно новые объекты.
– Можно ли охарактеризовать роль завода в истории ЛУКОЙЛа?
– У нас вертикально-интегрированная Компания. И именно вертикальная интеграция обеспечивает гибкость управления активами. Переработка – это якорный бизнес, обеспечивающий нормальную работу сбытовой сети.
Еще один важный момент. Мы говорим, что кровь промышленности – это дизельное топливо. Мы его и выпускаем. И в наших городах дизельных автомобилей не меньше, чем бензиновых. Почему? Люди доверяют качеству топлива, особенно это касается районов Крайнего Севера.
– В не самое простое время для мировой нефтяной и перерабатывающей промышленности есть ли в представлении гендиректора предприятия планы развития завода?
– Есть! На данный момент у нас есть 100-процентное понимание, куда двигаться дальше. Это взвешенные планы, без шапкозакидательских решений. Мы видим потенциал имеющихся технологий. В ноябре после модернизации вакуумной колонны на установке АВТ мы смогли кратковременно достичь 57 процентов по отбору светлых, и мы понимаем, что следующая модернизация установки ГДС-850 позволит нам приблизиться к 60 процентам. Это уникальная история.
Да, нам нужен хороший инжиниринг, который позволит реализовать наши идеи. Но те направления, к которым надо стремиться с точки зрения модернизации технологий, мы себе уже не просто записали, мы там «побывали», поняли, что работать так можно.
– Что пожелать Компании в ее 30-летие?
– 30 лет такой возраст, когда амбициозные цели и задачи должны переходить в окончательную стадию реализации. Такое желают человеку. И ЛУКОЙЛу в этом отношении как бы и доказывать нечего. Но, с другой стороны, мы все видим, как меняется глобальный мир, меняется отношение к производству, «зеленеют» технологии, а значит, – нам рано наслаждаться успехами последних трех десятилетий. Необходимо трансформироваться под современные условия. А значит, Компании – новых технологий, новых людей – профессионалов, встать на новые рельсы, используя накопленный потенциал и, имея все возможности, шагнуть с открытыми глазами в новый мир.
Забота о людях
Основные направления социальной политики предприятия – охрана здоровья и поддержка здорового образа жизни, поддержка семей с детьми, поддержка неработающих пенсионеров, улучшение жилищных условий, повышение профессионального уровня работников, профориентационная работа.
На реализацию социальных программ в 2000–2020 годах направлено более 650 млн рублей.
Социальный вектор
ЛУКОЙЛ-УНП активно участвует в социальных проектах, реализуемых в Республике Коми. С 1999 по 2021 год объем средств, направленных на благотворительность, составил 891,6 млн рублей.
Наиболее значимые направления: экологические проекты, строительство и реконструкция объектов социальной сферы, благоустройство, оказание материальной помощи, спонсорство.
Экология
(БОС) Биологические очистные сооружения НПЗ обеспечивают очистку производственных стоков завода и всех коммунальных стоков города Ухты, которые составляют 90 % от общего объема стоков, поступающих на БОС.
2000 год – введен в эксплуатацию Комплекс железнодорожной эстакады налива светлых нефтепродуктов с резервуарным парком общим объемом более 100 тыс. тонн
2001 год – модернизация головной установки завода по первичной переработке нефти АТ-1
2002 год – на установке АТ-1 построен блок очистки фракции авиакеросина и выпущена первая промышленная партия авиационного топлива ТС-1
2003 год – запущена в эксплуатацию установка гидродепарафинизации дизельного топлива ГДС-850 с блоком получения элементарной серы
2004 год – проведено техническое перевооружение установки каталитического риформинга ЛГ-35-11/300-95
2005 год – введен блок ввода присадок для выпуска дизельного топлива ЕВРО-4
2006 год – сдана в эксплуатацию вторая очередь Комплекса железнодорожной эстакады слива нефти и налива темных нефтепродуктов
2007 год – введена в эксплуатацию установка висбрекинга
2009 год – открытие установки изомеризации для получения высокооктанового компонента автомобильных бензинов – изомеризата
2012 год – закончена модернизация установки АВТ (для переработки тяжелой ярегской нефти)
2013 год – реализована схема приема и переработки газового конденсата
2015 год – введена в эксплуатацию система улавливания паров. Начато производство бензина и дизельного топлива ЭКТО. Освоено производство ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов)
2016 год – введен в эксплуатацию блок удаления изопентана из сырья блока изомеризации
2017 год – освоено производство автобензина АИ-95 с улучшенными качествами – бензин ЭКТО Plus
2018 год – эксплуатация установки ГДС-850 в режиме получения летних сортов дизельного топлива с включенным в схему реактором Р-2 процесса гидродепарафинизации
2020 год – капитальный ремонт технологических установок предприятия: АТ-1, АВТ, ГДС-850 и каталитического риформинга ЛГ-35-11/300-95
2021 год – строительство установки производства элементарной серы. Модернизация установки АВТ
Подготовила
Светлана БЫКОВСКАЯ