Земля обетованная

5 3 1

Посреди прекрасной северной тайги, в краю белых ночей и «черного золота», живет и активно развивается один из самых перспективных промыслов ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» – Баяндыский. Здесь уникально практически все: от высокодебитового фонда скважин с фонтанным способом добычи до экологичного производства гранулированной серы. А за высокими производственными показателями стоят профессионалы из КЦДНГ № 3.

Первую скважину на Баяндыском месторождении ввели в эксплуатацию в январе 2008 года. А всего шесть лет спустя добытое «черное золото» с этой и десятков новых скважин уже проходило подготовку на вновь построенной установке подготовки нефти (УПН) «Баяндыская». Третий цех ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» всегда имеет серьезные амбиции: производственные мощности растут высокими темпами – проект «Баяндыское месторождение» каждый год определяет новые задачи, которые лукойловцы решают с особым энтузиазмом.

Сегодня под общим названием «Баянды» подразумевается пять месторождений: само Баяндыское, имени А. Алабушина, Прохоровское, Верхне-Ипатское и Южно-Баяндыское. Также в зону производственной деятельности третьего цеха входит и Восточный Ламбейшор, где практикуют схожий способ добычи нефти и работает «младшая сестра» Баяндыской УПН.

 

Скважина глубже – отдача выше

– Третий цех уникален по отношению к другим цехам предприятия,?– говорит заместитель начальника КЦДНГ№3 Артур Миндубаев. – Только на нашем Денисовском лицензионном участке скважины работают фонтанным способом, всего их 20.

Суть самого экономичного способа добычи «черного золота» в том, что нефть поднимается на поверхность за счет давления внутри пласта. Соответственно, насосные установки здесь не нужны, а устье скважины загерметизировано. Главным элементом конструкции является фонтанная арматура, которая создает прочную конструкцию из запорных механизмов, и каждый элемент рассчитан на повышенное давление.

Поражает и глубина скважин – до четырех километров. Это почти в два с половиной раза больше, чем на пермокарбоновой залежи Усинского месторождения. Несмотря на такую удаленность пласта от поверхности, дебит скважин на Баянды очень высок.

 

К новым высотам!

Сейчас здесь готовятся к запуску трех скважин. На новых кустовых площадках пока стоят буровые вышки, но уже в этом году планируется начать освоение скважин и получить первую нефть.

Каким способом будут ее качать, пока неясно, все покажут геофизические изыскания. Возможно, и новые скважины будут фонтанными.

Кроме того, впереди у нефтяников третьего цеха – строительство мультифазной насосной станции (МНС). Площадка под большую стройку уже готова, подрядчики приступили к забивке свай.

По словам Артура Миндубаева, МНС в планах возвести в 2020 году. Важность «пункта перекачки» нельзя переоценить: станция поможет доставить нефть под необходимым давлением с самых отдаленных кустов.

Также здесь проходит испытания инновационное оборудование для интенсификации добычи нефти.

 

Связь с «большой землей»

Особенность местной нефтесодержащей жидкости (НСЖ) – высокое содержание сероводорода. Потому особая гордость третьего цеха – УПН «Баяндыская». Установка разделяет НСЖ на фракции – нефть, газ и воду. Газ нужно бережно «отбить» от серы. Для этого на УПН построили завод по производству гранулированной серы. За год он дает почти 10 000 тонн продукции. Далее газ отправляется на компрессорную станцию и в газопровод, поэтому производство на Баянды выходит практически безотходным и экологичным.

Промысел уникален своей автономностью. Летом и в межсезонье добраться сюда можно только на вертолете. Поэтому для хранения мешков с серой построили специальную площадку, а вывозят ее по «зимнику».

Вообще, вся территория УПН «Баяндыская» – полностью автономный производственный блок, который сам себя обеспечивает теплом и водой. Котельная обогревает все: и производственные объекты, и жилой комплекс.

На промысле есть своя пожарная часть, медпункт, столовая и, конечно, комфортные общежития для вахтовых сотрудников.

– Я уже 19 лет работаю вахтовым методом. Здесь отличные условия и для работы, и для отдыха, поэтому месяц здесь пролетает незаметно, – признается технолог УПН Андрей Кузнецов.

Кстати, всего на Баянды работает более 80 человек. И самые многочисленные – сотрудники установки подготовки нефти, где на каждый вид операции нужен свой специалист. Они делятся на бригады по газовой и нефтяной части. На добыче задействовано меньше специалистов – все процессы автоматизированы.

[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]

5 3 2

Артур Миндубаев, заместитель начальника КЦДНГ № 3 ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз»:

Третий цех уникален по отношению к другим цехам предприятия. Только на нашем Денисовском лицензионном участке скважины работают фонтанным способом, всего их 20

[/bubble]

[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]

Почти 10 000 тонн гранулированной серы получают на Баянды

[/bubble]

5 3 3

5 3 4

Валентина ЗАХАРОВА

На снимках Варвары ИСИНБАЕВОЙ: УПН, Артур Миндубаев; ежедневный марафон работников третьего цеха

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх