Специалистами ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» и трех подрядных организаций выполнен большой объем работ по приведению к установленным нормам устьев 29 поисковых и разведочных скважин месторождений имени Романа Требса и имени Анатолия Титова. Ответственное отношение к реализации всех необходимых мероприятий создало нужные условия для динамичной реализации проекта разработки этих двух структур в Ненецком автономном округе.
Как уже сообщали «Северные ведомости», с начала сентября в рамках данного проекта компания «Башнефть-Полюс» (совместное предприятие ОАО «ЛУКОЙЛ» и АНК «Башнефть») приступила к добыче нефти в режиме пробной эксплуатации. Беспрецедентно сжатые сроки создания необходимой инфраструктуры и обустройства столь крупных месторождений. помимо всего прочего, обусловлены и тем, что СП приобрело у ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» 29 скважин, пробуренных еще в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века. Но прежде им требовалось придать, как говорится, товарный вид, и на это затрачено много времени, сил и финансовых средств.
Для «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаза» подобные работы были не в новинку. За приведение в порядок скважин и прилегающих к ним территорий в границах лицензионных участков нефтяники взялись с момента создания заполярного структурного подразделения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». Они планомерно занимались и демонтажом бесхозных буровых станков и вышек, и сбором металлолома, и рекультивацией земель.
Что же касается месторождений им. Р. Требса и им. А. Титова, то там эту деятельность резко активизировали в январе 2012 года. Первым делом, до места проведения работ проложили зимник, по которому можно было вывезти все лишнее: бревна, бочки, металлоконструкции, остатки цемента, графита и т. п. Везде проведена тщательная ревизия фонтанной арматуры, установлены ограждения и таблички с указанием данных каждой конкретной скважины.
С чем пришлось столкнуться людям, которым было поручено устранить давние чужие огрехи? Вот, например, скважина №8 на Варктнавской площади (теперь месторождение носит имя Р. Требса). Обследование выявило, что буровой станок не демонтирован, вокруг устья разбросаны пустые емкости, обломки насоса У-86, мешки с окаменевшим цементом и бревна, некогда служившие фундаментом буровой. Отсутствовали какие-либо указания на сроки консервации, да и саму консервацию, похоже, буровики лет двадцать назад провели весьма небрежно, поскольку на тройнике были заметны потеки нефти.
Теперь эту и другие скважины не узнать. Для них началась вторая жизнь, они еще непременно принесут немалую пользу.
Михаил ВЕСЕЛОВ