СОЗВЕЗДИЕ ПО ИМЕНИ БЛЮЗ

ФотоЭто был тот самый случай, когда самому себе завидуешь. Моментами как-то даже не верилось в реальность происходящего. Четвертый международный фестиваль джазовой музыки «Jazz-Mar» подарил жителям Нарьян-Мара возможность увидеть и, главное, услышать исполнителей, которых рады были бы залучить к себе Москва и Париж, Нью-Йорк и Пекин. На два дня небольшой заполярный город с восторгом вжился в роль одного из ведущих центров российского и мирового джаза. А благодарить за это нужно художественного руководителя проекта «Jazz-Mar», известного музыкального критика, журналиста и комментатора Владимира Каушанского, которому вновь удалось пригласить в столицу НАО звезд первой величины, подлинных виртуозов.

И я ничуть не преувеличиваю. Например, израильский джазовый пианист и композитор Леонид Пташка ежегодно дает по 200 концертов, гастролируя по всей планете. Он входит в список ста лучших джазовых музыкантов ХХ века и получил прозвище «Разрушитель фортепиано» за свою искрометную манеру игры.

А вытворяет Пташка, и правда, нечто совершенно невообразимое. Трудно не вспомнить пометки на листах партитуры, которые сделал некогда Ференц Лист. «Играть быстро; еще быстрее; так быстро, как только возможно, – и все-таки еще быстрее!».

Если мимо проносится велосипед, за отдельными спицами в колесах не уследить, они сливаются в сверкающий диск. Вот и с пальцами Леонида Пташки, когда они порхают над клавиатурой инструмента, та же история. Впрочем, увлекшись, он использует и ребро ладони, и локти, а может еще и выскочить из-за фортепиано, схватить барабанные палочки и выдать соло на ударных.

Выступление Леонида Пташки и его друзей, замечательных российских джазменов, завершало программу первого фестивального вечера. Но это не означает, что музыканты, выходившие на сцену до него, остались в тени.

Как бы не так! Поющая блюз-рок-гитаристка Ксения Федулова сразу же покорила слушателей мощью вокала, изощренными инструментальными импровизациями в духе Келли Ричи и непередаваемым драйвом. Не зря же эта обаятельная блондинка с Камчатки в 17 лет стала лауреатом Грушинского фестиваля, а потом победила в конкурсе «Алла ищет таланты». С легкой руки Пугачевой вчерашняя провинциалка быстро освоилась на столичной сцене. Собрала свой коллектив, записала несколько альбомов и теперь с неизменным успехом выступает с концертами в России и за рубежом.

А еще в день открытия фестиваля слушателей восхитили своим совместным творчеством Алексей Круглов (саксофон) и корифей эстонского джаза Яак Соояар (гитара). Чуть позже компанию им составил известный архангельский гитарист Тим Дорофеев, обладатель различных наград нескольких десятков крупных джазовых фестивалей…

На следующий день слушателей ждало знакомство с киевской вокальной группой «Man Sound». В мире лишь несколько таких поющих коллективов, способных заменить своими голосами тромбон, скрипку, гитару и все прочие инструменты. В репертуаре украинского секстета – популярные джазовые стандарты, славянский фольклор в оригинальных аранжировках, произведения Баха, Рахманинова и других классиков, а также джазовые переложения популярных песен.

Этот коллектив, кстати, еще десять лет назад стал обладателем Гран-при престижнейшего международного конкурса, проходившего в городе Грац (Австрия). Гармоничный строй, богатая тембровая палитра, юмор – все это позволяет причислить «Man Sound» к элите мирового джаза.

Кстати, и украинские вокалисты, и пианист Леонид Пташка в дни фестиваля провели мастер-классы для ребят, занимающихся в музыкальных школах Нарьян-Мара и поселка Искателей.

Михаил ВЕСЕЛОВ

На снимке автора: на сцене – украинский вокальный секстет

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх