В храбрых рядах ликвидаторов

10 7

Дольше часа продолжался разговор губернатора НАО Игоря Кошина с ликвидаторами последствий самой крупной техногенной катастрофы XX века, живущими в Заполярье.

В 1986–1987 годах из Ненецкого округа на помощь в Чернобыль были отправлены 17 человек. Первыми в эту трудную и опасную (они тогда не представляли, насколько опасную) командировку убыли люди в погонах, вслед за военными — гражданские специалисты. В НАО сегодня живут шестеро из них.

Встретиться с губернатором через 30 лет после взрыва реактора Чернобыльской АЭС смогли трое: Александр Данилов, Владимир Жуков и Николай Чипсанов. Иван Канев – инвалид, лежит в постели. Николаю Коткину не удалось приехать из деревни Андег (помешала распутица). Анатолий Сябрук несет трудовую вахту на Варандее.

– Лучше бы мы собрались по какому-нибудь другому поводу, согласны – с грустью произнес, обращаясь к собеседникам, Игорь Кошин. – Многое бы каждый из нас отдал, чтобы вообще не было подобных памятных дат…

А потом губернатор задавал вопросы, много вопросов – о тех событиях и нынешней жизни героев (да, это верное и справедливое звание), о состоянии их здоровья и бытовых условиях. И заметно было, что давнюю вроде бы тему он принимает близко к сердцу, не оставила она его равнодушным.

– Люди, которые жертвовали собой ради других – совершенно особенные, – негромко, словно бы для себя, обронил Кошин. И, крепко пожав руки, вручил землякам благодарственные письма от округа и памятные знаки.

…Тогда они плечом к плечу с тысячами других ликвидаторов последствий страшной аварии заслонили человечество от штормового потока радионуклидов рукотворным щитом из бетона, доломита, глины и свинца.

Никогда прежде ни в одной военной операции не было сосредоточено на один километр фронта столько людей и техники, как там в одной точке – для того, чтобы замуровать в саркофаг реактор, извергавший невидимую смертоносную лавину элементарных частиц. Специалисты и оборудование прибывали отовсюду, из самых дальних уголков огромного СССР.

Был среди них и молодой рабочий транспортно-тампонажного цеха знаменитой Хорей-Верской нефтегазоразведочной экспедиции (в НАО ею открыты многие из тех месторождений, которое сегодня осваивает «ЛУКОЙЛ-Коми») Николай Чипсанов. После Чернобыля он вернулся в родную экспедицию, потом довелось ему и дорогу из Нарьян-Мара в Усинск строить, и в ООО «Нарьянмарнефтегаз» поработать. Шестой год он трудится водителем служебного транспорта в агентстве «ЛУКОМ-А-Север».

С Николаем Чипсановым мы уже несколько лет видимся чуть ли не ежедневно, здороваемся, но, к стыду своему, я прежде не знал о чернобыльской странице его биографии. Поэтому расспрашивал его долго. И, обещаю, в одном из ближайших номеров «СВ» расскажу о нем читателям.

Михаил ВЕСЕЛОВ

 

Оставьте комментарий

Пролистать наверх