В дорогу манит седой Урал

Покорить горы невозможно, можно лишь подняться на вершину, считает наша героиня. Ведь каждый пик и каждый перевал стоят незыблемо уже тысячи лет, словно магнитом притягивая к себе взоры и думы тех, кто пока внизу. Все дело в том, что человек ищет в них свое, ему необходимое. И находит! Так было вчера и будет завтра. Сегодня в рубрике «Знай наших» мы беседуем с ведущим специалистом отдела регистрации имущества ЛУКОЙЛ-Коми Викторией Ткачевой о походах на Урал, романтике горных склонов, опасных «попутчиках» и легендах, окутавших заповедные места.

Республика Коми – край удивительной заповедной природы, настоящая северная сокровищница. Конечно, здесь нет золотых пляжей под палящим солнцем, но есть своя суровая красота. Ее-то и выбирает Виктория Ткачева.
Наша собеседница туризмом увлеклась еще в юности. В студенческие годы, как и большинство советской молодежи, ходила в походы. После – встретила будущего мужа, который оказался заядлым туристом. Однако семейная жизнь и воспитание детей поставили довольно экстремальные путешествия на паузу. Страсть вернулась несколько лет назад, когда младшее поколение Ткачевых уже «вылетело из гнезда».
– Первый серьезный поход был в 2013 году. Тогда мы с усинским туристическим клубом «Азимут-Север» прошли от устья реки Таблика-ю до гряды Чернышева, – вспоминает Виктория. – На гряде у «Азимута» есть оборудованная стоянка с романтичным названием «Долина пионов». Кстати, это традиция, каждый год в середине июня мы посещаем это место. По расстоянию, уже кажется, что немного: от железнодорожного моста порядка 15 километров по профилю. Следующей точкой на моей туркарте стала знаменитая скала Кольцо на реке Шарью. Туда, вопреки многим убеждениям, можно дойти пешком, через болото. Мы справились за день – от Пармы проплыли на лодке до Гэрдъеля, оттуда уже 17–18 километров.

После были Приполярный, Полярный и Северный Урал.
 

 

В «кругосветку» вертолетом

Таким термином усинские туристы называли длительный переход по уральским горам, в котором группа пересекает границу Европы и Азии. А выглядит это так: вертолетом их забросили к приюту «Манарага», откуда и выдвинулись в путешествие длиной в две недели.
– Это мои первые, по-настоящему трудные горы. Был 2017 год. От приюта через множество перевалов мы добрались до незримой границы частей света на перевале Центральный, – говорит наша героиня.
Немного поясним: граница между Европой и Азией – линия водораздела – хорошо видна практически на любой карте: все реки слева от этой линии текут на запад, в бассейн Волги, а все реки справа от нее направляются на восток, в бассейн Оби.
Вернемся к путешественникам «вокруг света». В том походе они поднялись на наивысшую вершину Урала – гору Народную (1 895 метров над уровнем моря), после вернулись к приюту и на катамаранах сплавились по реке Косью до одноименной станции. На красивейшую «семизубую» Манарагу тогда не восходили.
За 14 дней группа прошла более 150 километров пешком с увесистыми рюкзаками на плечах. По словам Виктории Ткачевой, сегодня экипировка туриста отличается от того, что носили несколько десятков лет назад. Тем не менее вес одного рюкзака, в котором умещаются личные вещи, общая амуниция и продукты питания, составляет примерно 21 килограмм.
– Тогда нам повезло – не грузили водное снаряжение. Только еда, рассчитанная буквально по граммам, посуда, одежда, палатки. Но когда у меня забирали банку тушенки, я была несказанно рада, – отмечает она.
К слову, сейчас туристов очень выручают сублиматы – результат настоящих космических технологий, пришедших в обычную жизнь. Продукты, будь то борщ, творог, масло или фрукты, высушивают, а перед употреблением разбавляют водой. Получается вкусно и полезно, а главное – легче привычных круп и тушенки в железных банках.

За «кругосветку» усинский «Азимут» получил «Кубок Полярного Волка» – важный для туристов трофей, вручаемый за самодеятельные маршруты на территории нашей страны. У каждого участника того похода в копилке имеется грамота и медаль.
 

 

Приполярные маршруты

Дорога на Приполярный Урал со стороны Коми одна – через Инту. Оттуда – по «тумановскому тракту» до базы Желанная на вездеходном «Урале». Ночевка, сбор рюкзаков, распределение вещей и в путь – каждая группа своим маршрутом.
– Оттуда я ходила на горы Баркова, Карпинского, Народную. Не всегда удается пройти намеченный маршрут, никто не отменял капризы природы. Например, на Народную поднимались в кромешном тумане. Приходилось держаться за руки, потому что не видели друг друга. Конечно, цель подняться мы выполнили, но всей красоты не увидели. Прошло немного времени, уже начали спуск, и перед нами раскрылся весь Урал с самой высокой его точки. И там, наверху, понимаешь – я на самой вершине, над облаками. Это с одной стороны преодоление себя – не свернуть, добраться. А с другой – просто восторг и необъяснимое чувство прекрасного, – поделилась Виктория.
По уральским тропам ходят не только туристы, но и обитатели заповедных мест. В пути наша собеседница встречала диких оленей, лосей, зайцев, самых разных птиц и даже медведей. Одного удалось очень близко заснять на камеру. В арсенале путешественников есть специальные отпугиватели и ракетницы на случай «свидания» с косолапыми, ведь такие попутчики очень опасны.
Интересной получилась встреча с огненной красавицей лисой.

– Ночью у нашего лагеря очень громко кричали потревоженные чайки. Мы перепугались – медведь! Но проводник объяснил – не похоже на крупного зверя. Утром пошла умываться и, буквально, нос к носу встретилась с лисицей. Огромная, рыжая, внимательная. Посмотрели друг на друга и разошлись, – описывает она нечаянное рандеву.
 

 

Вершина с характером

Случается, что гора просто не пускает к себе. В жизни Виктории, например, уже два неудавшихся восхождения на главную вершину Северного Урала – Тельпосиз. В первый раз – в 2019 году – помешала «высокая» вода, туристы на катамаранах не смогли даже подплыть к ее подножию. В этом году – обратная ситуация. Река обмелела, на поверхность вышли пороги четвертого уровня сложности, и товарищи тянули водный транспорт по реке Щугор. Все сроки похода были сорваны, поэтому неуступчивой горе лишь помахали рукой.
Тельпосиз вообще вершина загадочная, окутанная легендами. Манси называют ее Нэ-Пупыг-Нёр – «Гора бабы-идола», предостерегают путников от посещения этого опасного места. Коми тоже считают, что на вершину Тельпосиза нельзя подниматься, так как в этой горе живет бог Шуа, или Войпель, бог ветра и холода, который не любит шума и не позволяет людям врываться в свое жилище. На одной из вершин Тельпосиза якобы есть следы громадных ног бога. Если же он услышит шум проходящих мимо, то поднимется страшный ветер, снег, и люди или погибают, или превращаются в камень.
– На Тельпосиз мы ходили одной и той же группой, видимо, были слишком шумными, вот и не пустила нас гора, – отмечает Виктория. – И, вообще, считаю, горы «покорить» нельзя, у них свой характер – непокорный.
Полярное лето
Поход на Полярный Урал в июле 2020 года запомнился… жарой! И это несмотря на привередливую погоду в горах.

Тогда водный сплав по реке Собь привел путешественников в Нефритовую долину, где в 1970-х годах прошлого века добывали зеленый нефрит, а также другие минералы — яшму и жадеит. Взошли на вершину Рай-Из одноименного горного массива. Именно с него начинается южная часть Полярного Урала. Коми называли массив Грана-Из  – «Пограничный камень». На карте этот горный массив выглядит, как огромная изогнутая подкова. Ее длина достигает 55 километров. Особенно круто гора обрывается к северу и западу, а пологие спуски есть на юг и восток.
 

 

Фото на память

Из походов наша героиня, несомненно, везет целый фотоархив. На каждой вершине – традиционный снимок с флагом, в пути – как придется, ведь времени на фотосессии зачастую не бывает. Еще один трофей – камешки со дна и берегов пройденных рек. Их Виктория бережно складывает в вазочки, чтобы в любое время можно было повертеть «антистресс» в руках и вспомнить, какой откуда.  
Зато в лагере, по словам нашей героини, когда не валишься с ног от усталости, всегда споешь с друзьями под гитару. Здесь и «милая моя», и «альпинистка», и даже танцы.
И гнус не докучает: к нему путешественники постепенно привыкают. Нельзя привыкнуть лишь к ощущению свободы и ошеломительным видам.
– На Урале все вау! Выходишь из палатки и хочется кричать: как здесь красиво! Виды – загляденье, первые дни ходишь и просто поверить не можешь, что собственными глазами это видишь! Просто до жути красиво! Нетронутая природа, чего так не хватает в пригородных лесах, так хороша и безоружна, что ты ощущаешь себя абсолютно лишним. Воздух! Талая горная вода! Впечатления непередаваемые, нужно все видеть и чувствовать, объяснить горы невозможно, – заключила Виктория.

Валентина НОВИКОВА
Фото из архива Виктории Ткачевой

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх