ТЕАТРОМ НУЖНО ЖИТЬ,

считает режиссер из Ухты Ольга Щепкина-Макарова

момент репетиции

О богатой творческой жизни лукойловских нефтяников режиссер ухтинского городского театра «Фрески» Ольга Щепкина-Макарова знает почти все. Ведь именно от нее зависит, кто из производственников ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» и сотрудников «ПечорНИПИнефти», филиала ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», занимающих зачастую довольно высокие должности, будет на очередном корпоративном капустнике зайчиком, белочкой или, к примеру, нерадивой сестрой Золушки. Творчество стирает границы, не соблюдает субординацию. Впрочем, здесь никто и не против, ведь взамен все получают массу положительных эмоций аж до следующих праздников.

Так получилось, что театральная карьера известного в Ухте режиссера была практически всегда неразрывно связана с людьми, имеющими прямое отношение к нефтяной отрасли. И даже свои первые спектакли Ольга Ивановна ставила на сцене Дворца культуры города Усинска, ныне нефтяной столицы республики. «Это был 1986-й год, в Усинске еще не развернул свою деятельность «ЛУКОЙЛ», но работало НГДУ. До сих пор помню потрясающий Дворец культуры с двумя сценами, зимним садом – это был лучший ДК в республике, – рассказывает Ольга Ивановна. – Мне удалось проработать там три года, создать свой коллектив, но по семейным обстоятельствам пришлось переехать в Ухту».

– Ольга Ивановна, как начинающему режиссеру трудно ли было Вам работать с представителями нефтянки?

– Нисколько. В этом плане меня абсолютно никто не разочаровал. Коллектив собрался довольно быстро, состоял он, конечно, не только из производственников-нефтяников, в труппе был даже прокурор города. Свою первую постановку мы ставили по рассказу Рэя Бредбери «Улыбка». Мы тогда занимали складское помещение, находящееся почему-то на втором этаже ДК, там элементарно не было кресел. Действие в пьесе происходило во время атомной войны, так что нам практически не потребовалось декораций.

– Постоянно взаимодействуя с людьми, работающими в довольно небедной отрасли, никогда не хотелось сменить профессию? Или найти какой-то компромисс между творчеством и деньгами?

– Это был бы слишком счастливый вариант: получать удовольствие от работы и чтобы тебе за нее платили большие деньги. Так, на мой взгляд, не бывает. И потом, знаете, я тогда не чувствовала какой-то огромной разницы между людьми культуры и нефтянки. Например, вот что сразу всплывает в памяти: замуж я выходила в Усинске, а свадебное платье шила в Ухте. Представляете, на примерки каждую неделю приходилось летать на самолете. Конечно, в девяностые годы, находясь уже в Ухте, моей зарплаты не хватало даже на то, чтобы рассчитаться за детский сад, поэтому из культуры пришлось уйти. Несколько лет я работала в строительном бизнесе, потом завозила в Ухту экзотические фрукты.

Но однажды все-таки вернулась в театр: мне предложили поставить спектакль в Ухтинском доме ребенка. Это был «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца» Леонида Филатова. Мы поставили, я получила огромное удовольствие, и с этого момента сцена больше не уходила из моей жизни. Коллектив быстро вырос, к нам вливались и обычные горожане, так появились «Фрески». Именно тогда к нам в театр пришел один из моих самых известных учеников Марат Ибрагимов, который сегодня преподает в Московской академии театрального искусства на дневном отделении и играет в театре «Апрель». В этом году мы открыли 13-й театральный сезон уже полюбившейся зрителям пьесой Мишеля Фермо «Двери хлопают».

– Сейчас Вы работаете при Ухтинском государственном техническом университете. По сути, коллектив «Фресок» и состоит из местных студентов, многие из которых будущие нефтяники. Хватает ли нынешней молодежи потенциала, чтобы играть сложные, глубокие роли? Ведь на сцене Вы зачастую поднимаете очень непростые вопросы: взаимоотношения отцов и детей, проблемы нравственного выбора?

– В УГТУ мы работаем 10 лет, и все это время замечательно взаимодействуем с молодежью. Во-первых, все, кто приходят во «Фрески», делают свой осознанный выбор между улицей и сценой. Не случайно никто из моих нынешних артистов не курит и не злоупотребляет спиртным. Во-вторых, чтобы хорошо играть, не нужно быть в зрелом возрасте и иметь за плечами какой-то опыт. Это всего лишь вопрос актерского мастерства, которому можно научиться, но которое нереально глубоко постичь за короткое время. Вообще, театром нельзя заниматься с 9.00 и до 18.00, театром нужно жить постоянно, и мы с моими артистами так и живем.

– С молодежью Вы на одной волне. А приходится ли как-то перестраиваться, когда идете к нефтяникам готовить очередной корпоративный концерт?

– Нет. И в «ПечорНИПИнефти», и в ТПП очень много талантливых и творчески неравнодушных людей. Не могу сказать, что на первые встречи собираются толпы. Приходят, как правило, несколько человек. Мы вместе проводим мозговой штурм и сразу обсуждаем появившиеся идеи. Нам становится интересно, а дальше, как в цепной реакции: люди подтягиваются, заражаются и в итоге выходят на сцену и замечательно играют. За все время нашей деятельности не припомню, чтобы кто-то ушел или отказался от роли.

И здесь для меня важно не только заинтересовать, но и самой отдать энергию, тогда люди непременно откликнутся. Мне нет дела до должностей и рангов, в эти подробности я не вдаюсь. Для меня все они мальчики и девочки. Мальчики – налево, девочки – направо. Начали, работаем.

И потом, для многих из них репетиции, как отдушина, предвкушение праздника. Помните то ощущение, когда наряжаешь елку? Новый год еще не наступил, но ты уже чувствуешь его приближение и получаешь огромную радость от процесса.

Что касается творческой жизни наших нефтяников, отдельно я бы хотела сказать о профкоме «ПечорНИПИнефти». Только благодаря ему в лице председателя Натальи Кириковой и члена профкома Галины Гололобовой здесь процветает самодеятельность, а таланты множатся.

– Можете вспомнить самый яркий номер, подготовленный Вами для «ПечорНИПИнефти» и южного ТПП вместе с его сотрудниками?

– Где-то года три назад с ТПП мы готовили номер по мотивам сказки «Золушка». В нем принимали участие заместитель директора предприятия по общим вопросам Константин Давыдович и нынешний заместитель генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по управлению персоналом Валерий Фучижи. Мы получили массу положительных эмоций еще при подготовке этого мини-спектакля. И зрители после приняли его на ура: крепкие мужчины в чепцах и кринолинах плюс потрясающий артистизм и харизма обоих – это было незабываемо, здорово и очень смешно!

А в «ПечорНИПИнефти» совсем недавно ко Дню нефтяной и газовой промышленности мы сделали шоу на манер телевизионного «Пусть говорят». Темой передачи стала попытка ответить на вопрос: «Можно ли быть счастливым, работая в нефтяной отрасли»?

– Ольга Ивановна, чем Вы порадуете нас на предстоящих корпоративных праздниках?

– С ТПП мы ставим кусок из кинофильма «Любовь и голуби», а в «ПечорНИПИнефти» готовим большое театрализованное представление по мотивам сказки Григория Остера «Клочки по закоулочкам».

Наталия ТАНКОВА

На снимке Сергея СОКОЛОВА: момент репетиции

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх