Там, на самом на краю земли

Более 30 лет отдал наш герой работе на нефтяных месторождениях Заполярья. Открывались, росли и развивались новые промыслы, вчерашние школьники превращались в профессионалов, а города и поселки становились все краше. О лихих 90-х, стройках века и о том, почему в нефтянке трава зеленее, рассказал «СВ» заместитель начальника первого цеха ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» Сергей Чваньков.

Заполярный Нарьян-Мар встретил совсем еще малыша Сережу в 1970 году. Привезли родители, которые приехали за романтикой на Крайний Север из Белоруссии и работали в составе Нарьян-Марской нефтегазоразведочной экспедиции глубокого бурения № 5 на Шапкинском, Лаявожском, Ванейвисском, Василковском месторождениях.

Увлечение семьи не прошло бесследно: после школы юноша поступил в Ухтинский индустриальный институт на специальность «Инженер-механик» по направлению «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов». Через год ушел отдавать долг Родине.

После армии прошел курсы обучения на помощника бурильщика и с середины 1988 года стал работать на том же предприятии, где в свое время начинали его родители.

На эти годы выпали серьезные потрясения для страны: планы шли прахом, работы становилось все меньше – вместе с ней и денег.

– Трудные времена стали испытанием для Нарьян-Мара и округа в целом. Зарплату не платили по шесть-восемь месяцев, получали так называемые две трети за то, что просто приходили отмечаться, так как бурение не велось, работы не было. Во время вынужденного простоя кем я только не был: и вышкомонтажником, и грузчиком-стропальщиком, и даже сторожем. Кто-то челночил, другие занимались рыболовством, в общем, выживали как могли, – говорит наш собеседник.

Он отмечает, что в НАО жилось полегче, чем многим по стране. Город стоит на реке Печоре, богатой белой и красной рыбой. На тот момент в округе имелись свои мясо- и рыбокомбинаты и Печорский лесозавод.

К концу 90-х эра разведочного бурения приходила в упадок, и наступала эпоха нефтяников, которые к тому периоду начали заходить в округ: активно вести разработку и эксплуатацию ранее открытых месторождений.

– Жизнь шла своим чередом, и были видны перспективы развития в сфере нефтегазодобычи для Ненецкого автономного округа. И я наконец решил завершить учебу – поступил в Архангельский государственный технический университет по направлению «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», где и получил диплом о высшем образовании, – добавляет Сергей Владимирович.

Уже в 2000 году стал мастером по добыче нефти и газа на перспективном Тэдинском месторождении.

– Интенсивными темпами велось эксплуатационное бурение, обустройство кустовых площадок. Безусловно, в округе не хватало специалистов, приезжали профессионалы из Сибири, Башкирии, а мы тем временем растили своих и росли сами, – вспоминает собеседник «СВ». – Это была мечта многих – поменять бурение на добычу, ведь там «трава зеленее» и зарплата больше. Тэдинку осваивали практически с нуля. В первый год вывозили с месторождения «наследство», доставшееся от разведочного бурения: буровые станки, насосы, оборудование, металлолом, а также вели отсыпку под ЦПС (центральный пункт сбора – прим. ред.) «Тэдинка», завоз грузов и оборудования по зимнику. За два зимника был построен нефтепровод от ЦПС «Тэдинка» до терминала «Ардалин» протяженностью почти 60 км.

В 2005 году Сергей Чваньков «переехал» на Варандей на должность заместителя директора нефтепромысла № 1, где также велись работы по обустройству Перевозного, Торавейского, Варандейского месторождений.

Летом 2008-го при его участии запустили в работу ПСП «Концевые сооружения», через который вели учет нефти с Южного Хыльчую, в ноябре того же года запущена УПН. Построен нефтепровод от Перевозного месторождения до УПН «Варандей», на Перевозном смонтирована и запущена в эксплуатацию МФНУ (мультифазная насосная установка), проведены колоссальные работы по отсыпке дорог между кустовыми площадками на Варандее, а также построена дорога к морскому порту. Годы выдались «жаркими»: на Крайнем Севере буквально вырастали новые «города» – современные и масштабные объекты нефтедобычи и подготовки. 12 лет трудился здесь, у самого моря.

Уже пять лет он работает в первом цехе. Ближе к большой земле не стал, но об этом и не жалеет. Ведь тут – снова движение.

– И перевод на новое место принес свои плоды: другой объект разработки и эксплуатации, новые люди и, конечно, мое желание поделиться опытом и внедрить свои знания. А главное – видимый результат нашей работы, – говорит Сергей Чваньков.

Возвращаясь домой, наш собеседник также отмечает изменения: в последние годы в Нарьян-Маре идет активное строительство социальных объектов, благоустроенного жилья взамен старых деревянных обветшавших жилых домов.

По его словам, с 2005 года облик города значительно преобразился – он выглядит помолодевшим и красивым.

– Здесь и вправду не люди для нефти, а нефть для людей. Считаю, что в свое время принял правильное и взвешенное решение работать в нефтянке, так как Компания «ЛУКОЙЛ» – залог стабильности и профессионального развития, – уверен Сергей Владимирович.

Валентина ЗАХАРОВА

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх