«Наше счастье – в поиске», – признаются геологи. И не лукавят. Их способность раскрывать многовековые тайны кладовых земли – доказанный факт, а слова о том, что наш северный край известен им изнутри, – совсем не метафора. Исследователи недр могут многое рассказать об особенностях и судьбе каждого месторождения черного золота.
О вкладе первооткрывателей в развитие нефтегазодобычи Тимано-Печоры и о романтике этой профессии они поведали «СВ» накануне Дня геолога, который отмечается в первое воскресенье апреля.
Всему голова
Геология является фундаментом для всей нефтяной отрасли. Специалисты этой профессии первыми ступают на неизведанные земли, открывают месторождения, давая тем самым мощный импульс к дальнейшему развитию территории.
В ЛУКОЙЛ-Коми сформирована мощная геологическая служба, в составе которой два больших управления – геологии и разработки. Ее задачи: развитие ресурсной базы предприятия, повышение достоверности разведанных запасов углеводородов, рациональная разработка месторождений, планирование и контроль выполнения геологоразведочных работ, лицензирование, выполнение требований по охране недр при проведении геологоразведочных работ и другие. От результатов работы службы отталкивается и база промысла – ее специалисты сопровождают все этапы освоения месторождения, чтобы обеспечить рациональное извлечение природных ресурсов. Как верно гласит пословица: «Месторождения не находятся, месторождения делаются».
У каждого из управлений свой фронт работ. Но все вопросы и проблемы решаются в одной плоскости, а вместе с тем проще, легче и оперативнее. То есть результат достигается единой сплоченной командой.
Особая составляющая – геологические коллективы четырех структурных подразделений, каждый со своими комбинациями выполняет производственные задачи с пониманием и видением полезного результата на выходе, умением подбирать и находить необходимые ключики к эффективной разработке месторождений.
– Мы работаем в непростом, но очень интересном регионе, – говорит начальник Управления геологии Никита Дорофеев. – Месторождения Тимано-Печоры очень разные. Они отличаются сложным геологическим строением, большим количеством тектонических нарушений, разного рода стратиграфических, литологических несогласий и других геологических особенностей.
Но геологи не пасуют перед трудностями. Более того, признаются: чем сложней – тем интересней.
– А какую радость испытываешь, когда на твоих глазах некогда неизведанная территория превращается в современное производство, – добавляет начальник отдела геологоразведочных работ Илья Юнин. – Особая гордость, что к этому ты тоже приложил руку.
География поиска
Только за последние семь лет в Тимано-Печоре открыто 10 нефтяных месторождений, семь из которых находятся на территории Республики Коми.
Одним из ключевых проектов по-прежнему остается Денисовская впадина, разработку которой ведет ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз». Месторождения этого лицензионного участка продолжают радовать своими дебитами. Здесь наиболее интересно молодое Прохоровское месторождение, на котором успешно реализуются программа эксплуатационного бурения и добыча нефти.
Большие надежды возложены на Командиршорскую группу месторождений в Ненецком автономном округе. Это открытия 2018–2019 годов. В ближайших планах пробурить здесь еще восемь поисково-разведочных скважин с целью дальнейшего развития сырьевой базы региона.
Перспективы сегодня есть и на юге Тимано-Печорской провинции.
– В этом году нашей находкой стало Сигавейское месторождение-ветеран, – рассказывает Илья Юнин. Буквально месяц назад разведочная скважина дала промыслу вторую жизнь. Было принято решение о дальнейшем развитии «спящего» месторождения.
– Мы стараемся планировать прирост ресурсов про запас, как за счет приобретения новых участков, так и за счет доизучения сложных объектов, расположенных внутри наших лицензионных участков, – подчеркивает Никита Дорофеев.
Объемный взгляд
На вооружении сотрудников стоит весь комплекс совершенных инструментов, позволяющих изучать интересующий нефтяников объект, что называется, от а до я. Это и трехмерные модели месторождений, в которых заложена вся информация, полученная после изучения керна, 3D-сейсморазведки и геофизических исследований скважин, и Корпоративный банк сейсмических данных.
Отметим, что специалисты службы не варятся в собственном соку: они работают в спаянном тандеме с учеными ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг». И успешно сочетают практическую работу с научными исследованиями. В банк Системы непрерывных улучшений регулярно попадают рационализаторские предложения геологов. Одно из последних, например, сократило рабочий процесс по формированию таблиц для налогового управления.
– Хоть этот проект и не несет серьезного экономического эффекта, но тоже очень важен: он позволяет оптимизировать рабочее время. Из таких мелочей и складывается успешный трудовой процесс, – уверен Никита Дорофеев.
– Наши инициативы касаются самых разных направлений, – добавляет Илья Юнин. – Особое внимание уделяется экологической составляющей. Так, одна из идей обеспечила более бережное отношение к лесному фонду при сейсморазведочных работах. У нас немало уникальных людей, чья энергия, волевой характер и жажда новых знаний позволяют двигать науку и производство вперед.
Все те же романтики
Сегодня служба насчитывает около 60 специалистов высокого класса, одержимых в любви к природе и преодолению трудностей и обладающих острым геологическим чутьем и разносторонними знаниями.
Ядром коллектива является руководитель – заместитель генерального директора ЛУКОЙЛ-Коми по геологии и разработке месторождений – главный геолог Альмир Саетгараев. Подчиненные считают его не просто вдохновителем, но и человеком, умеющим сплотить команду и настроить на новые открытия и свершения.
В этой профессии специалисты оказались по разным причинам. Самая популярная – по примеру старших родственников. Например, Никита Дорофеев – геолог в третьем поколении. На этом поприще трудились его родители и дедушка с бабушкой по отцовской линии.
Вот и у ведущего геолога геологического отдела Дарьи Жаровой тягу к изучению земных недр сформировала мама, которая всю жизнь посвятила этой отрасли.
– У нас с ней даже одни педагоги были, той старой закалки, – говорит Дарья.
– А у меня просто была желтая гитара и вязаный свитер, – улыбается Илья Юнин. – Во все времена быть геологом означало не просто работу, а образ жизни и образ мыслей, в целом состояние души. Несмотря на применяемые в нашем деле современные технологии, романтический ореол вокруг этой профессии не убавился. Сейчас мы уже не ходим на работу с горным молотком, но это все равно увлекательное приключение в кругу друзей и бардовскими песнями у костра.
Елена МАРИХИНА
Фото Александра ГРЫЗЛОВА