К итогам экологического форума в Нарьян-Маре
Как уже сообщалось, в Нарьян-Маре состоялась вторая международная научно-практическая конференция «ЭкоПечора-2010», на которой речь шла о проблемах, близких и понятных большинству жителей Заполярья.
Конференция отчасти напоминала совместный консилиум диагностов и лечащих врачей. Участники форума так же поначалу оценили состояние здоровья пациента и выяснили, где, что и почему болит, чтобы затем перейди к обсуждению методов лечения.
ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ ОТКРЫТЫМИ
Главные ориентиры форума были заданы в докладе, с которым на открытии конференции выступила Людмила Рочева, представлявшая Управление природных ресурсов и экологии НАО. В своем обзоре развития нефтегазовой инфраструктуры региона она напомнила о самых масштабных происшествиях, повлекших нанесение ущерба, и назвала новые экологические риски и угрозы. По ее мнению, прежде всего они связаны с предстоящей разработкой месторождений на шельфе и морской транспортировкой углеводородов.
Эта тема стала основной и на заседании за круглым столом «Арктическая логистика» с участием главы администрации НАО Игоря Федорова и губернатора норвежской провинции Роголанд Тома Тведта. Он и другие зарубежные гости поделились богатым накопленным опытом организации прибрежных служб экологической поддержки и безопасности, а также рассказали о принятой в Норвегии эффективной модели взаимодействия местных властей и крупного бизнеса. Кстати, как оказалось, во многом эта схема схожа с той, что практикуется Компанией «ЛУКОЙЛ», активно участвующей в социально-экономическом развитии регионов своего присутствия.
Более тридцати содержательных докладов прозвучало за два дня на пленарном заседании и в ходе работы в тематических секциях. Одна из них, «Охрана окружающей среды и здоровье человека», стала площадкой для выступлений ихтиологов, орнитологов, медиков и представителей природоохранных структур.
Целый ряд новых факторов вызывает их беспокойство. В частности, по наблюдениям Татьяны Минаевой из Международного бюро по сохранению водно-болотных угодий (г. Москва), затормозился процесс торфообразования за Полярным кругом. А ведь именно торфяники и болота служат «одеялом» для вечной мерзлоты, таяние которой может привести к деформации многих капитальных сооружений, включая промышленные объекты топливно-энергетического комплекса (трубопроводы, резервуары и т. д.).
Орнитологи с удивлением отмечают появление на побережье Печорского моря птиц, прежде сюда не залетавших из южных широт, например, серой цапли. Словом, признаки изменения климата налицо. Насколько мы к ним готовы, успеем ли принять превентивные меры? Вопросы остаются открытыми…
ТРАГЕДИЯ КУМЖИ
Но наиболее серьезные экологические проблемы в Арктике, безусловно, были вызваны чрезвычайными происшествиями при освоении недр. Вот почему на конференции «ЭкоПечора-2010» с таким интересом и ждали выступления представителя ЗАО «СН Инвест»: Евгений Волков должен был рассказать о ходе выполнения планов оздоровления Кумжи.
Семь долгих лет потребовалось для того, чтобы справиться с мощным открытым выбросом углеводородов на Кумжинском месторождении и обуздать печально знаменитую скважину № 9 в дельте реки Печоры. День за днем она извергала миллионы кубометров газа и сотни тонн конденсата.
Не смогли подавить этот фонтан и подземным ядерным взрывом, произведенным на полуторакилометровой глубине весной 1981 года. В Нарьян-Маре, до которого от Кумжи всего-то 60 км, людей настоятельно попросили на время покинуть свои дома, взяв с собой самое необходимое.
Скважину заглушили и зацементировали лишь 25 мая 1987 года – ценой неимоверных усилий и колоссальных затрат. Но со временем объект опять стал вызывать тревогу: защитные сооружения начали разрушаться, а эксперты заговорили о возможности новых выбросов.
Месторождению срочно требовался хозяин, и администрация НАО предложила возобновить его разработку, чтобы снизить внутрипластовое давление. В итоге в декабре 2007 года лицензия на разработку Кумжинского газоконденсатного месторождения досталась компании «СН Инвест». На первом этапе она занималась тщательной уборкой территории от мусора и реализацией программ мониторинга состояния Кумжинского участка недр. Второй цикл работ включал ликвидационные работы на скважинах с целью исключения угрозы выброса углеводородов. Применяются безопасные методы, позволяющие минимизировать воздействие на природу. Очень показательным является то, что в район Кумжи в этом году вернулись и вновь стали вить гнезда птицы…
КТО ДАЕТ ГАРАНТИИ
А еще об одной крупной катастрофе теперь можно смело говорить в прошедшем времени. Эту аварию 1994 года на межпромысловом нефтепроводе в Усинском районе даже занесли в «Книгу рекордов Гиннеса» как самое значительное загрязнение почвы (на 270 га было разлито более 100 тысяч тонн нефти).
Ее тяжелые последствия были полностью ликвидированы только с приходом в 1999 году в регион Компании «ЛУКОЙЛ». Поэтому вполне понятна та позитивная реакция, которую вызвал на конференции доклад о природоохранной деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, подготовленный руководителем группы охраны окружающей среды Общества Валерием Ивановым. Сам он не смог приехать в Нарьян-Мар, поэтому с докладом выступал инженер северного ТПП Артем Безумов.
Особенно впечатлила участников форума информация об инвестиционных вложениях – по программе экологической безопасности на 2009-2013 годы затраты должны составить свыше 21 млрд. рублей. Кроме того, в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» продолжится реализация пилотного проекта производственного экологического контроля, который разработан с учетом предложений МЧС России.
Вот именно такой подход к делу охраны окружающей среды и создает надежные гарантии сохранения хрупкой природы Арктики.
Михаил ВЕСЕЛОВ
На снимках автора: выступает А. Безумов; участники конференции; на Кумжу вернулись птицы