СКУЧАЮТ КРАНЫ В ПОРТУ

Редкое судно в порту Нарьян-МараСреди проблем, вызывающих наибольшую озабоченность жителей Ненецкого автономного округа, две остаются неизменными вот уже пару десятилетий: заоблачные тарифы на пассажирские авиаперевозки и высокие цены в магазинах. Это огорчает не только людей со скромным достатком, но и нефтяников «ЛУКОЙЛа», получающих достойные зарплаты. Согласитесь, обидно, когда деньги, заработанные нелегким трудом в суровых условиях, буквально тают при покупке отнюдь не предметов роскоши, а вполне обычных продуктов.

Что касается полетов, нынешним летом ситуация вновь усугубилась. С отменой прямых рейсов до Москвы, прежде выполнявшихся компанией «Нордавиа – региональные авиалинии», в кассах второго из двух операторов воздушных перевозок, ОАО «Авиакомпания ЮТэйр», стало практически невозможно купить билеты по доступным ценам. Теперь за перелет в Москву и обратно землякам приходится выкладывать порядка 20 тысяч рублей. И это еще в лучшем случае.

Но о ценовой политике авиаперевозчиков – как-нибудь в другой раз, сегодня же речь пойдет о некоторых причинах дороговизны продуктов питания и прочих товаров народного потребления в НАО, а также о том, почему столь неэффективно используется главная водная магистраль территории – река Печора.

Темы эти связаны между собою теснее, нежели может показаться поначалу. Как известно, НАО пока остается единственным регионом в европейской части страны, не имеющим круглогодичного наземного сообщения с Большой землей. На что обычно и ссылаются коммерсанты в попытках объяснить покупателям шокирующий уровень накруток на продаваемые товары. Мол, дело исключительно в затратных схемах доставки и больших транспортных расходах.

Вроде бы, не поспоришь. Но при этом невольно вспоминаются иные времена, когда ценники в магазинах Нарьян-Мара лишь немногим отличались от архангельских ценников. Как же это умудрялись обеспечивать?

Кто-то скажет, что процессы ценообразования тогда регулировались и дотировались государством. Только вот в округе государственных магазинов в ту пору попросту не имелось, здесь после революции вся торгово-закупочная деятельность строилась на кооперативных началах. При этом окружной союз обществ потребительской кооперации отнюдь не бедствовал.

Мало того, что значительные средства постоянно вкладывались в развитие материально-технической базы (строительство магазинов и складов, приобретение техники), так ведь пайщикам еще и дивиденды выплачивали. Пусть они были копеечными, но были. А пайщиками, кстати, являлись почти все местные старожилы.

И при чем тут, спросите, навигация? Да при том, что для завоза всего необходимого в округ на протяжении многих десятилетий использовался самый экономичный вид транспорта – крупнотоннажные морские суда. В их трюмах сюда и везли продукты с длительными сроками хранения (консервы в стекле и жести, крупы, макаронные изделия, муку, соль и сахар), мебель, бытовую технику, строительные и отделочные материалы – словом, все, что не имело ограниченных сроков реализации.

И поэтому морской порт во время навигации работал в три смены, а самолетами доставлялись лишь скоропортящиеся продукты. Поэтому никто особо не печалился по поводу отсутствия автодороги.

Нынче же некогда мощный поток грузов распался на десятки и сотни ручейков. Фирмы и фирмочки, индивидуальные предприниматели и прочие ООО предпочли обзавестись своим транспортом и теперь гробят дорогущие грузовики по рытвинам и ухабам пресловутой «Коми-трофи», с горем пополам на перекладных доставляя товары в Нарьян-Мар. Дескать, пусть так, зато сами с усами. А миллионы на ремонт техники и прочие накладные расходы в итоге берутся с покупателей.

Спору нет, редко встретишь дорогу хуже разбитого проселка протяженностью 76 км от Нижнего Одеса до пункта Малая Пера. Ездили по этому маршруту на своих машинах и мои знакомые из числа работников ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз». Кому-то в сухую погоду удавалось преодолеть многострадальный участок часов за шесть, а кто-то попадал под дождь, и застревал в непролазной топи суток на трое. Более-менее «Коми-трофи» была подлатана лишь четыре года тому назад, когда ООО «Нарьянмарнефтегаз» (дочернее предприятие «ЛУКОЙЛа») добровольно выделило на это пять млн рублей, но ведь не вечно же нефтяникам взваливать на себя подобную обузу.

Нормальная автотрасса от Нарьян-Мара до Харьяги, конечно, когда-нибудь будет построена. Однако далеко не факт, что это повлечет за собой снижение цен в магазинах НАО. Ведь де-факто вполне приемлемой трассой коммерсанты и так уже давно пользуются по нескольку месяцев в году. Это зимник, который ежегодно строят и содержат дочерние структуры ОАО «ЛУКОЙЛ». Он всегда делается на совесть и обеспечивает надежное транспортное сообщение между НАО и Республикой Коми. Но что-то пока не отмечалось в связи с этим сезонного снижения цен. Так что, очевидно, отнюдь не налаживание регулярных грузовых автоперевозок является панацеей от дороговизны в местных условиях.

Вот если бы удалось вновь «на полную катушку» задействовать морской порт, это другое дело. Но для этого от местных коммерсантов требуется наличие доброй воли и умение договариваться друг с другом, чтобы в заранее согласованные сроки дружно обеспечивать полноценную загрузку в Архангельске морских судов товарами для НАО. Пока же наш порт большую часть навигации попросту простаивает, стрелы мощных кранов недвижимы. А мы платим, платим, платим…

Михаил ВЕСЕЛОВ

На снимке автора: редкое судно в порту Нарьян-Мара

Оставьте комментарий

Прокрутить наверх