Сергей НОВОСЕЛОВ: У КАЗАЧЕСТВА В УСИНСКЕ БОЛЬШОЕ БУДУЩЕЕ

Сергей Новоселов в кабинетеС Сергеем Новосёловым мы встретились возле проруби. В клубах пара он спокойно шел в кабинку одеваться, я же, укутанный в пуховик, торопился с пластиковой бутылкой за водой к иордани. «За бортом» – минус тридцать три.

Общались уже в утепленной палатке, которую традиционно обеспечила администрация города для тех, кто пришел в день Крещения Господня на берег речки Чёрной. Здесь, подогреваемая чаем, и состоялась наша беседа. Сергей Новосёлов – председатель Союза ветеранов Афганистана, Чечни и локальных войн г. Усинска.

 

– Как впечатления от купания в проруби?

– Великолепно. Словно тело новое получил, а радость просто распирает изнутри. Честно говоря, сразу службу на флоте вспомнил. В Петропавловске-Камчатском, где был порт приписки нашего корабля, нырять в ледяную воду тоже приходилось не раз, правда, в защитном костюме.

– А сейчас для тебя окунуться в прорубь – это совершить поступок?

– Это потребность. Я пришёл сюда не для того, чтобы переступать через себя, не ради поступка, не для того, чтобы потешить свое самолюбие. Подвиги надо совершать ежедневно, побеждая лень, косность, малодушие. А для меня окунуться в иордань – очистить душу, я бы даже сказал, ощутить благодать Божию.

Сергей Новоселов во время купания в иордани– Какое место в твоей жизни занимает вера?

– Я православный, крещёный в детстве. Пока был молод, всерьез о таких вещах не задумывался. Во время срочной службы удивлялся, когда командир – офицер, казалось, закоренелый коммунист – надевает перед выходом на боевую операцию нательный крестик. В Чечне, когда уже сам офицером служил, были ситуации, когда, казалось, только молитва и выручала. Сейчас в храм, по возможности, хожу. Хотя молитвы основные с детства знаю. Бабушка научила. У меня предки из уральских казаков, а у них весь уклад жизни построен на православии. Даже советская власть выхолостить этого не смогла.

– В Усинске тоже сейчас создана и развивается казачья община. Вы, насколько я знаю, активно участвуете в этом процессе. В чем ты видишь перспективы этого движения в нашем городе?

– У нас развитие казачества только начинается, в других же регионах России его роль в жизни общества в самых разных сферах довольно велика. В Калининграде, где недавно я был, казачьи формирования принимают участие в учениях Балтийского флота. На Кавказе – охраняют некоторые участки границы. Разве это не показатель доверия государства и общества к казачеству?! Во многих городах у истоков возрождения или создания казачьих объединений стояли бывшие офицеры. И в Усинске именно на кадровой основе Союза ветеранов Афганистана, Чечни и локальных войн была создана станица «Усинская» Северного казачьего округа Северо-Западного казачьего войска.

Помимо православия идейная основа казачества – служение отчизне, народу. Казаки большую пользу могут в нашем городе принести в решении общегородских проблем. Например, на Кубани казачьи патрули принимают участие в охране общественного порядка. С учетом существующего кадрового некомплекта подразделения ППС нашего ОВД для Усинска это тоже очень актуально. Мы раньше пытались проблему охраны общественного порядка решить с помощью создания добровольной народной дружины, какое-то время вместе с работниками ОВД патрулировали город. Но юридическая база под эту форму общественной работы не подведена: в законодательстве не прописаны ни права дружинника, ни обязательства государства по отношению к нему. К тому же дружинник выполняет важную, общественно значимую работу повышенной опасности, соответственно, его труд и риск должны компенсироваться материально. Здесь – тоже белое пятно в законодательстве. А федеральный закон «О государственной казачьей службе» действует более пяти лет. В нем прописаны, в том числе и финансовые, обязательства государства в отношении лиц, находящихся на государственной казачьей службе.

Кстати, в других регионах казачьи формирования выполняют функции общественного контроля в части соблюдения экологической и пожарной безопасности. Разве у нас в этом отношении всё в порядке?

Если человек приходит в казачество по велению души, значит, он социально активный гражданин. Сейчас и в обществе, и в СМИ немало споров о качестве жилищно-коммунального обслуживания. А многие ли из нас задумываются о том, что повышение качества жилищно-коммунальных услуг, комфортности проживания зависит от заинтересованности жильцов и их участия в управлении домом. Создание домовых комитетов для общественного контроля, налаживание более тесного взаимодействия населения с управляющими компаниями могут взять на себя именно члены казачьей общины. Казаки способны стать общественными лидерами своего дома, двора, выразителями общественного мнения в отношениях с органами муниципальной власти. Они также могут выходить с полезными инициативами в администрацию и Совет города.

Ещё одна тема. Городская власть правильно говорит о необходимости возрождения сельского хозяйства. А ведь работа на земле – в самих корнях казачества. В частности, планы по развитию мясного животноводства, высказанные главой города, могу только поддержать и надеяться, что казачество будет привлечено к этой работе. Ведь во многих регионах именно казаки, занимаясь фермерством, стали опорой возрождения сельского хозяйства.

И все же основное направление деятельности казачьих общественных организаций, изложенное в законе, – военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Оно хорошо согласуется с уставными задачами городского Союза ветеранов Афганистана, Чечни и локальных войн, который ведет работу с молодежью на протяжении всей двадцатипятилетней истории своего существования.

– Лет пять назад Союз ветеранов Афганистана выступил с идей создания в Усинске кадетских классов. Насколько оправдались первоначальные ожидания, связанные с ее реализацией?

– На двести процентов. Наши мальчишки, к сожалению, сегодня растут достаточно инфантильными. Кадетские классы позволяют решить эту проблему, воспитывая характер, усидчивость, стойкость, дисциплинированность. Это – очень действенная форма воспитания социально активного гражданина. Вы бы видели, как меняются мальчишки после нескольких месяцев пребывания в кадетах, даже внешне вытягиваются, у них какой-то внутренний стержень появляется. А ведь обучение в кадетских классах проходит в течение четырех лет. Сейчас они гордятся тем, что им удалось заслужить право носить форму. Да, дополнительная учебная нагрузка. Но кому не предлагал перейти в обычный класс – никто не захотел. Многие бывшие кадеты, с которыми нередко общаюсь, говорят, что хотели бы до окончания школы ходить в кадетах, а не только до девятого класса. По этой линии будем работать с управлением образования.

В последнее время девчонки начали проситься в кадетские классы. Такое желание мы только приветствуем и уже думаем о формате их дополнительного обучения. Учитывая реформирование системы образования, будем добиваться, чтобы обучение детей в кадетских классах осталось для родителей максимально бесплатным.

– Правда, что усинские казаки предлагали создать казачий класс в одной из школ?

– Да, есть такая идея. И её воплощение нуждается в детальной проработке. Надо изучить уже имеющийся опыт в других регионах. Казак, по уставу, несет ответственность за успеваемость своих детей в школе. Одно дело, когда директор школы вызовет родителя двоечника, а другое, когда он вызовет атамана. И тот потом на круге публично пристыдит казака, а это уже совершенно иное по силе воздействие. Поэтому в казачьих классах, как правило, очень высокая успеваемость.

В прошлом году мальчишек из секции рукопашного боя, которую курирует Союз, возил на соревнования в Сергиев Посад. Там посчастливилось недолго пообщаться со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, который сказал: «Важно, что Бог должен быть в голове и в сердце. Никто монахами быть не заставит, но вы – православные люди и элементарные вещи должны знать». Еще лучше будет, если детей в школе будут подробно знакомить с культурой народов, представители которых живут в Усинске, их религиями. Для них это станет своеобразной прививкой от ксенофобии и прочей духовной заразы. Как ни банально, но именно в детях, образованных, здоровых не только физически, но и духовно – будущее нашей страны. Казак – слуга Отечества, поэтому правильное воспитание детей – это его святая обязанность.

Вопросы задавал

Александр ТИХОНОВ

На снимках автора: Сергей Новоселов в кабинете и во время купания в иордани

Оставьте комментарий

Прокрутить наверх