АТ-1: до модернизации и сегодня
Рациональное использование энергоресурсов – одна из глобальных проблем мировой экономики и экологии. Ископаемое сырье, используемое как топливо, – ресурс, запасы которого не безграничны. Во всех странах и отраслях стоит вопрос более эффективного и экономного использования энергии в промышленных процессах, в том числе в нефтедобыче и нефтепереработке.
Что такое ISO?
Международная организация по стандартизации в рамках улучшения эффективности управления энергоресурсами в организациях разработала ряд единых стандартов для систем энергетического менеджмента. 15 июня 2011 года был принят стандарт ISO 50001:2011 Energy management systems – Requirements with guidance for use (Системы энергетического менеджмента – Требования и руководства по их применению). Данный набор спецификаций включил в себя весь положительный опыт национальных отраслевых стандартов ведущих стран и стал инновационным международным решением в области энергоменеджмента.
Принятию международного стандарта ISO 50001 предшествовала длительная работа по анализу и адаптации существующего в мировой практике опыта решения вопросов энергоэффективности для принятия сбалансированных решений. Разработкой стандарта занимался Проектный комитет, в составе которого работали представители из 56 стран-участниц и 16 стран-наблюдателей.
Как рассказал «СВ» ведущий инженер-энергетик ЛУКОЙЛ-УНП Дмитрий Бычков, стандарт ISO предназначен для содействия организациям в более рациональном и эффективном применении имеющихся энергоемких активов; стимулирования более рационального использования электроэнергии и др. энергоресурсов; оценке энергоэффективности различных объектов и приоритетности внедрения инновационных энергосберегающих технологий; обеспечения условий для оптимизации энергоэффективности в цепи поставок энергоресурсов и т. п. А в основе всех этих мероприятий лежит экологический аспект, то есть все эти стандарты по большому счету направлены на улучшение экологической среды.
– Если мы будем применять технологии, которые будут тратить меньше электрической и тепловой энергии, то потребуется меньше топлива для ее выработки, и, соответственно, будут сокращаться выбросы вредных веществ в атмосферу, – отметил наш собеседник.
С начала 2014 года в ЛУКОЙЛ-УНП проводилась основательная подготовка к сертификации на соответствие требованиям международного стандарта ISO 50001. И летом 2014 года предприятием был успешно пройден сертификационный аудит по энергоменеджменту с выдачей соответствующего сертификата. Контроль поддержания стандарта и улучшения энергорезультативности на предприятии производился аудиторами организации, выдавшей сертификат, с определенной периодичностью.
В 2018 году стандарт был технически переработан, дополнен новыми требованиями. Основные его принципы остаются актуальными и по сей день. В качестве новшества можно выделить адаптацию требований ISO к стандартам систем менеджмента, лучшую интеграцию со стратегическими процессами менеджмента, усиление акцента на роль высшего руководства. Иными словами, подчеркивается ориентация на энергосбережение предприятий различного назначения, что также дает возможность перестройки отечественных производств, соответствующих этим условиям мировых лидеров отраслей, включая нефтепереработку.
В 2020 году предприятие ресертифицировалось уже по новому стандарту ISO 50001:2018.
Успешное внедрение системы энергоменеджмента поддерживает культуру улучшения энергетической направленности, которая зависит от приверженности всех уровней организации.
Результаты впечатляют
За шесть лет после прохождения первой сертификации на соответствие стандарту ISO на заводе отмечены глобальные изменения в плане энергоэффективности. Было реализовано множество проектов, инвестиционных программ, разработаны дорожные карты по энергосбережению. Экономия энергии – колоссальная!
Например, самое элементарное для понимания – замена светильников с газоразрядными лампами на светодиодные. Всего на заводе с 2014 года заменено 85 % такого осветительного оборудования, процесс продолжается.
На предприятии также внедряются высокоэффективное теплообменное оборудование и процессы. Так, одно из существенных мероприятий, на котором удалось сэкономить топливо, – внедрение схемы утилизации тепла дымовых газов печи П-3 установки АТ-1.
Объем потребления топлива только при реализации этого проекта сократился примерно на 1 200 тонн топлива в год. Если учесть, что грузоподъемность одной железнодорожной цистерны составляет 60 тонн, то реализация только этого проекта позволила заводу снизить потребление топлива на 20 цистерн, а это уже целый грузовой состав. Бонусом – очень важный эффект – значительное сокращение выбросов вредных веществ.
– В 2016 году мы получили также неплохой экономический эффект от реализации такого мероприятия, как «монтаж схемы утилизации тепла паров колонн установки АТ-1» с экономией около 350 тысяч кВт.ч в год, – заметил Дмитрий Петрович.
Масштаб экономии можно оценить, сравнив с показателем потребления электроэнергии многоквартирным жилым домом, который в среднем составляет 15 тыс. кВт.ч за месяц. Сэкономленный заводом ресурс сопоставим с потреблением электроэнергии жителями МКД в течение двух лет.
И это только два мероприятия энергосбережения из имеющегося перечня, сформированного специалистами ООО «ЛУКОЙЛ-УНП». Помимо внедрения энергосберегающих мероприятий, немаловажное значение в области эффективного и рационального использования ресурсов оказывает реализация других глобальных проектов. Например, большой шаг к экономии тепловой энергии был сделан, когда проходила модернизация технологической установки АВТ, где в два раза увеличена мощность по переработке сырья, но при этом в три раза сократилось потребление пара.
Вывод очевиден: качественное построение системы энергоменеджмента позволяет получить эффективную стратегию действия, направленную на оптимизацию потребления топливно-энергетических ресурсов, как одну из самых важных задач в современном производстве.
[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]
На 1 200 тонн в год, или на целый грузовой состав, снизилось потребление топлива на АТ-1
[/bubble]
АВТ: до модернизации и сегодня
Светлана БЫКОВСКАЯ
Фото из архива ЛУКОЙЛ-УНП