Разрывной эффект

Сегодня гидроразрыв пласта (ГРП) считается одним из самых эффективных способов интенсификации добычи нефти. Он применяется как для «оживления» низкодебитных скважин, так и для разработки новых пластов. Конечно, с годами технология совершенствуется, позволяя нефтяникам достигать максимальных объемов добычи. В минувшем году специалисты ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» совместно с коллегами из «ПермНИПИнефть» протестировали бесполимерный метод ГРП на Пашнинском месторождении. О выводах и результатах – в нашей статье.

ГРП как панацея

Метод заключается в создании системы трещин в продуктивном пласте путем закачки жидкости при давлении, превосходящем давление разрыва пласта, для увеличения притока добываемого флюида (газа, нефти, газоконденсата, либо их смеси) к забою скважины. Вместе с жидкостью в пласт вводится гранулированный материал – расклинивающий агент или пропант, который необходим для предотвращения смыкания трещин, создаваемых в ходе ГРП.

Впервые технологию применили в США еще в 1947 году. Жидкостью разрыва (ЖР) и расклинивающим агентом послужили техническая вода и речной песок. Первая операция прошла неудачно, но последующие дали эффект, и способ быстро распространился.

В СССР гидроразрывы пластов начали проводить с 1952 года. Примечательно, что именно советские ученые смогли качественно разработать теорию образования и распространения трещин. В последние десятилетия ГРП является одним из наиболее эффективных методов интенсификации добычи. Расширяя область пласта дренируемой скважиной, он позволяет внедрять в разработку трудноизвлекаемые запасы нефти.

Совершенный флюид

Идеальная жидкость для гидроразрыва должна быть совместима с породами и жидкостями пласта, создавать достаточный перепад давления по длине разрыва для формирования широкой трещины, обеспечивать транспортировку пропанта в трещину, разрушаться после ГРП, образуя жидкость с низкой вязкостью для очистки призабойной зоны после обработки, и быть экономически эффективной.

Жидкости ГРП бывают на водной и нефтяной основах, из кислот и пен. С давних пор в отечественной практике широкое распространение получили водные растворы полимеров, таких как гуаровая камедь, гидроксипропилгуар, гидролизованный полиакриламид, биополимеры и прочие.

Поле экспериментов

Пашнинское месторождение находится на четвертой стадии разработки и включает в себя пласты, приуроченные к артинским и кунгурским отложениям. По своим геолого-физическим характеристикам залежи представляют собой низкопроницаемый карбонатный коллектор, особенностью которого является наличие близкорасположенных подошвенных вод и отсутствие плотного барьера между нефтенасыщенными и водонасыщенными пропластками. Это накладывает ограничения на применение ГРП по стандартной технологии. В таких условиях наилучший эффект от ГРП достигается при создании трещины с максимальной длиной и шириной, что позволяет повысить охват воздействием  – подключить ранее недренируемые участки залежи. В 2012 году на Пашне протестировали ГРП с применением гелированной кислоты. Однако технология не оправдала ожидания: прирост дебита оказался ниже, чем планировался, к тому же он был весьма непродолжительным – 94 дня.

В 2016 году на объекте выполнены два стандартных пропантных ГРП с гуаровым раствором. Успешность эксперимента составила 50 процентов, при этом получили прирост обводненности.

Через год, с учетом анализа ранее выполненных работ, а также результатов специальных лабораторных исследований, на месторождении решили испробовать технологию пропантного ГРП с маловязкой жидкостью на основе гуара. Поначалу провели пять «разрывов», получили отличный эффект, в последующие два года – еще 24 ГРП по оптимизированной технологии. Стратегия по увеличению проводимости и сокращению высоты создаваемой при ГРП трещины была выбрана верно.

Новая история

В минувшем году специалисты ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» «ПермНИПИнефть» в Перми и ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» впервые испытали ГРП с использованием жидкости разрыва на основе поверхностно-активных веществ (ПАВ).

Она имеет ряд преимуществ. Первое – это отсутствие кольматации порового пространства коллектора, то есть пористая порода не «забивается» жидкостью. Происходит это потому, что в новой ЖР отсутствует полимерная составляющая. Второе – жидкость маловязкая, создается меньшее давление в трещине. Это способствует ограничению ее высоты.

Как сообщил начальник отдела разработки нефтяных и газовых месторождений ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» Константин Алказ, работы на скважинах выполнены полностью, без отклонения от запланированного графика, весь плановый объем пропанта размещен в пласте. Инженерное сопровождение осуществляли специалисты филиала «ПермНИПИнефть». При проведении каждой скважино-операции ГРП закачано порядка 150 м3 жидкости разрыва и 30 тонн пропанта.

Только факты

В результате выполненных работ на двух скважинах Пашнинского месторождения получена 100%-ная успешность ГРП. Обе достигли плановых приростов дебита нефти, эффект сохраняется.

Сейчас специалисты рассматривают перспективы применения жидкости разрыва на основе ПАВ на этом и других месторождениях ЛУКОЙЛ-Коми. Внедрение новой технологии расширит географию применения такого метода, как ГРП, так как открываются новые перспективы получения результата на низкопроницаемых коллекторах.

Подготовила Тина ГОРБАЧЕВА

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх