Одной из наиболее обсуждаемых новостей в последние дни в трудовых коллективах КЦДНГ № 1 и КЦДНГ-2 ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» стало введение нового графика работы персонала. Изначально планировалось ввести изменения с 1 августа, однако нефтяники поддержали принятое руководством предприятия решение и дали согласие на изменение режима работы на два месяца раньше.
В частности, эти изменения режима рабочего времени затрагивают операторов по добыче нефти и газа, слесарей-ремонтников, электрогазосварщиков и слесарей по РТУ. Большинство из них теперь будут работать по 8 часов 5 дней в неделю (с двумя выходными), и лишь у некоторых сохранится прежний двухсменный режим работы – 15 дней в месяц.
Корреспонденты «СВ» постарались выяснить, как сами рабочие отнеслись к предстоящим переменам в своей жизни и почему поспешили их принять.
Итак, попробуем разобраться в ситуации, объективно оценив аргументы за и против. Для начала вспомним, что любой отдельно взятый человек по натуре своей является консерватором. В том смысле, что все мы тяготеем к постоянству, неохотно отказываемся от сложившегося уклада жизни и своих привычек, пусть даже связанных с некоторыми неудобствами или вообще вредных для здоровья.
Нужны примеры? Пожалуйста! Понимая, что свежий воздух и занятия спортом полезны, коротаем время на диване. Зная о важности полноценного сна, засиживаемся допоздна у телевизора. А как часто холодильники на кухнях установлены нерационально! Всего и хлопот – перевесить дверку, чтобы открывалась в другую сторону, удобную для хозяев. Но нет: будем каждый раз совершать лишние движения, зато все останется по-прежнему.
Однако вернемся к теме. На труд в рамках 40-часовой рабочей недели будут переведены 65 человек. Что для них это означает? Прежде всего возвращение к НОРМАЛЬНОЙ жизни, в которой правильно и без дополнительных нагрузок на организм распределены периоды работы и отдыха. Возвращение к семьям, когда общаться с родными и близкими, заниматься воспитанием детей можно будет ежедневно, а не только между вахтами.
– Именно из этих соображений мы исходили, проводя тщательный анализ рабочего времени персонала цехов, – говорит заместитель директора ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» по управлению персоналом и общим вопросам Александр Костылев. – Главным доводом в пользу принятия решения было создание здоровых условий труда. Предприятие заинтересовано в этом ничуть не меньше, чем сами работники. Без особой производственной необходимости люди не должны бодрствовать и работать по ночам! Человеческий организм так устроен, что в темное время суток из-за снижения концентрации внимания падают работоспособность и качество выполняемых операций, а риск получения травм, напротив, возрастает.
Сказанное Александром Костылевым подтверждается материалами многочисленных научно-практических конференций, посвященных специфике работы в условиях Крайнего Севера. Медики, проводившие ряд исследований, единодушны во мнении, что в наших краях, по сравнению с другими регионами, присутствует больше факторов, оказывающих негативное влияние на физическое и психическое состояние людей. Ослаблены иммунная система и другие защитные механизмы, быстрее возникает усталость. Значит, и времени на восстановление требуется больше.
– Режим рабочего времени является одним из ключевых элементов культуры производства в целом! – убежден председатель Объединенной профсоюзной организации ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Андрей Еремеев. – Самый ценный актив, главное достояние Общества – это его коллектив. В основе создания всех материальных ценностей, обеспечения конкурентоспособности, роста производства находится труд людей. И заботу о них руководство ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» считает своей приоритетной задачей. Если есть возможность устранить неблагоприятные моменты производственного процесса, облегчить тяжесть и напряженность труда – ее необходимо использовать. Применение нового режима рабочего времени, считаю, пойдет всем на пользу, будет способствовать сохранению и укреплению здоровья тружеников производственных цехов.
К сожалению, в связи с удаленностью остальных цеховых подразделений ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» нововведение коснулось только КЦДНГ-1 и КЦДНГ-2. И, судя по отзывам нефтяников, большинство из них устраивает предложенный рабочий график, тем более что для ежедневной доставки работников на Усинское месторождение предприятие выделяет комфортабельные автобусы.
– Меня порадовала новость. Наконец-то смогу вместе с друзьями регулярно ходить в спортзал на тренировки, – говорит оператор по добыче нефти и газа КЦДНГ-1 Тимур Садыков. – И выходные будут как у всех, могу планировать заранее, как проведу свободное время.
Семейные работники добавляют, что «жизнь войдет в нормальное русло, больше времени можно проводить с женой и детьми, все выходные – вместе, для микроклимата в семье это очень хорошо».
Большинство нефтяников говорят о переменах к лучшему. И что, спросите, даже никто не был против? Суть в том, что за годы профессиональной деятельности сотрудники научились доверять своему работодателю и понимают – основной целью соцполитики Общества является повышение социальной защищенности работников, от чего в конечном счете зависит рост эффективности производства. Поэтому труженики первого и второго цехов не стали ожидать 1 августа и на новый график перешли уже с 1 июня. Способности принимать такие командные решения можно только позавидовать!
Юрий МИХАЙЛОВ
На снимке из архива редакции: полевой офис КЦДНГ-1
[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]
КСТАТИ
В 1922 году Генри Форд решил сократить рабочую неделю до 40 часов, чтобы у работников появилось свободное время и они тратили больше денег. В интервью журналу World’s Work в 1926 году Форд объяснил, почему он заменил 48-часовую рабочую неделю на 40-часовую, сохранив зарплаты работников: «Отдых – это неотъемлемая часть растущего рынка потребления, потому что работающие люди должны иметь достаточно свободного времени, чтобы использовать потребительские товары, в том числе и автомобили».
[/bubble]