Как известно, точность – вежливость королей. И маркшейдеров, добавлю от себя. Причем для них это не просто вежливость, а норма и служебная обязанность, не больше и не меньше. В том смысле, что точность – не только пунктуальность, но еще и степень соответствия результатов измерений истинным параметрам объектов. Вот о том, насколько это важно, а также о некоторых итогах сделанного в прошлом году и планах на перспективу корреспонденту «СВ» рассказал главный маркшейдер ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» Андрей Лобода.
– Мы принимаем эстафету от проектных институтов и офисов. Они, с учетом данных сейсморазведки и геологических исследований прошлых лет, определяют контуры залежи углеводородов, раскладывают «сетку» скважин, а затем передают нам технологические документы на новое месторождение, – пояснил собеседник. – На их основании маркшейдерская служба делает топографический план горного отвода. Совместно с Управлением по бурению смотрим разметку кустовых площадок. В данном случае немаловажное значение имеют условия проходки стволов, их конфигурация и длина, а также особенности рельефа местности и ее гидрография. Это нужно знать ради минимизации издержек в ходе дальнейшего обустройства.
– В Ненецком автономном округе присутствует определенная специфика?
– Прежде всего, наличие вечной мерзлоты. Обязательно нужно обращать внимание на то, чтобы объект не располагался в неоднородных условиях. Либо это должна быть сплошная, монолитная вечная мерзлота, либо талые грунты. Иначе не исключены проблемы со свайными основаниями, их просадкой или выдавливанием. Воспрепятствовать этому призваны специальные проекты активной термостабилизации грунтов, широко применяемые, в частности, при строительстве резервуаров и других крупных сооружений. В летнее время наши специалисты всегда ведут наблюдения за их состоянием, чтобы вовремя зафиксировать возможные деформации.
– Чем был примечателен для вашей службы прошедший год?
– Он начался, напомню, с вхождения в состав ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» предприятия «Нарьянмарнефтегаз», поэтому в процессе объединения потребовалось изучить большой объем проектной документации и различных чертежей, привести их к общему знаменателю. И делалось это в условиях подготовки к большой стройке: нужно было обеспечить круглогодичную эксплуатацию месторождений имени Ю. Россихина и Восточно-Сарутаюского. Сопоставление информации на предмет ее соответствия реальному положению дел и подготовка дежурных планов проходили, по сути, параллельно и требовали оперативности. Конечно, нагрузка на специалистов по сравнению с 2012 годом увеличилась.
– Какие конкретно моменты можно отнести к заслугам маркшейдерской службы?
– Для обустройства Тобойского и Мядсейского месторождений на побережье в свое время использовали песок с карьера «Озерный», возили его за 70 километров. Мы же предложили начать разработку карьера «Пильняхой», где можно взять тот же грунт, сократив расстояние доставки примерно на 40 километров. Была достигнута серьезная экономия финансовых вложений. Вместе с тем, тогда как раз понадобилось спешно увеличить объем отсыпки, что элементарно не успели бы сделать до лета при использовании прежней логистической схемы. Летом, кстати, тоже не скучали, в сжатые сроки необходимо было своими силами подготовить шесть топографических планов горных отводов. Помимо этого направлено обращение в Центральный картографо-геодезический фонд с заявкой, выданной Росреестром, для получения материалов съемки прошлых лет на перспективные месторождения ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». Это ускорит и облегчит выполнение задач.
– А, в целом, насколько широко в вашей работе применяются съемки земной поверхности с большой высоты, из космоса?
– В основном на стадии разработки проектов и принятия стратегических решений, концепций, экономических обоснований. А когда уже готовы рабочие чертежи, надо потопать ножками. Если мы всякий раз будем ждать заключений от институтов, начнут простаивать буровики, строители, транспортники. Поэтому наши маркшейдеры, работающие в полевых условиях, – Анатолий Коробкин, Андрей Пугин, Александр Бакшеев, Григорий Рубцов – за время вахты в любую погоду проходят многие десятки километров с приборами, занимаясь работами по планово-высотной привязке. А в перерывах между вахтами люди еще и учатся, повышают квалификацию, осваивают современные программы.
Скажем, не так давно создан и запущен в опытную эксплуатацию ГИС-портал на основе программы ArcGIS с широким охватом территории деятельности предприятия (а это свыше 9300 квадратных километров!). Внедрением этого системного продукта активно занимается ведущий маркшейдер Дмитрий Мизгирев, мы получаем в распоряжение мощный информационный инструмент.
Беседовал
Михаил ВЕСЕЛОВ
На снимке автора: маркшейдеры работают в поле