Порядок – прежде всего!

Про внедрение на производстве ЛУКОЙЛ-Коми системы 5S – одного из инструментов бережливого производства – «Северные ведомости» писали уже неоднократно.

В этот раз мы решили на примере конкретного человека показать, насколько на его эффективность влияет метод организации и рационализации рабочего пространства и как реагирует коллектив на эти нововведения.

Нашим «подопытным» согласился стать инженер по автоматизированным системам управления производством (АСУП) цеха подготовки, транспортировки и сдачи нефти ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» Олег Гуров.

Обучение системе стандартизации и систематизации он прошел в июле этого года, и те несколько дней, как сам признается, перевернули его мир.

5S – система организации рабочего пространства, основанная на визуализации. Это помогает улучшить корпоративную культуру, повысить производительность труда и сократить потери. Свое название 5S получила по первым буквам пяти ключевых слов – принципов системы: сортировка, систематизация, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование.

Сортировка

Четкое деление всех вещей на нужные и ненужные, причем от последних необходимо избавление.

– Обучались на базе УГТУ в течение пяти дней. Уже во время обучения понял, что живу неправильно. Придя на работу, сразу применил первый принцип: разделить все вещи на нужные и ненужные, убрать излишки. Все нужное здесь и сейчас – в малом количестве оставить под рукой; все, что не нужно, – либо выбросить, либо отправить на склад, – делится Олег Гуров. – Я так и сделал.

Систематизация

Каждый предмет находится на своем месте. Такая организация хранения вещей позволяет не тратить время на их поиски.

Практически одновременно наш собеседник приступил к реализации второго принципа.

– Что самое интересное, раньше у меня на столе всегда были горы бумаги, даже есть фотографии из серии «до». Я был завален заявками и прочим. Думал, что работа никогда не кончится… – рассказывает Олег Евгеньевич. – После обучения 5S я все стандартизировал, подписал, разложил по папочкам: акты техобслуживания – в одну, сертификаты о поверке – в другую. Папочки расставил по полочкам, чтобы можно было быстро получить доступ к любому документу. Теперь при возникновении ситуации, когда, например, начальнику требуются определенные данные, мне не приходится рыться в ворохе бумаг. Причем это срабатывает, даже когда голова отказывается думать! Вижу по подписям, где что лежит, могу на автомате достать нужный документ. Тем самым экономится время. Но, что самое важное, мой сменщик на время отпуска может легко сориентироваться в систематизированном мной пространстве.

Содержание в чистоте

Рабочее место всегда должно быть чистым и аккуратным. За поддержанием порядка должны следить все сотрудники.

Разобравшись с ворохом документов, Олег Гуров приступил к организации своего рабочего пространства. Так как наш собеседник много времени проводит за своим столом, то и наведение порядка началось с него в первую очередь.

– Как все лишнее было убрано со стола, определился, что для моей работы крайне необходимо лишь несколько конкретных предметов. Это телефон, ежедневник, органайзер, степлер, – продолжает инженер АСУП. – Присвоил каждой вещи свое место и расчертил трафареты. Чтобы любой человек понимал: у Олега здесь лежит то-то, а если эта вещь сдвинулась – чтобы интуитивно возникало желание вернуть ее в установленные рамки.

Попутно интересуемся, сложно ли соблюдать эту систему, раскладывать все по трафаретам.

– Система для меня оказалась новой. Вначале было непросто, второй и третий раз – полегче, – отмечает собеседник. – Вырабатывается привычка. Ты сам не понимаешь, как начинаешь все раскладывать по своим местам на автомате. В итоге все эти принципы дисциплинируют.

Стандартизация

Важное условие для соблюдения названных выше правил. Предполагает создание необходимых инструкций и других регламентов.

Сосед по кабинету – технолог УПН «Уса-Тяжелая нефть» Андрей Попов – признается, что наблюдения за коллегой, следующим принципам 5S, волей-неволей заставили задуматься над тем, чтобы присоединиться к этой истории.

– Трафареты на столе я, конечно, не рисую – должность у меня не замещаемая, то есть некому оставлять инструкции по работе с моими инструментами, поэтому свой порядок держу у себя в голове, – говорит Андрей Владимирович.

Совершенствование

В буквальном переводе с японского – «воспитание». У сотрудников должна сформироваться привычка точного соблюдения установленных процедур, стандартов и правил.

Рабочее место Олега Гурова служит сегодня примером для всего административно-бытового комплекса ЦПТСН. Каждый, кто впервые видит прямоугольники трафаретов на столе, задает вопрос: «Для чего нужны эти рисунки?». А наш собеседник только рад поделиться своим, пока еще небольшим, но уже таким продуктивным опытом.

– Основная цель внедрения системы в том, что этот формат должен соблюдаться всеми – от простого рабочего до руководителя предприятия, – уверен Олег Гуров.

ДО
ПОСЛЕ

Практически сразу после прохождения обучения Олег организовал пространство и в своей квартире.

– Сначала, конечно, навел порядок на работе. Всегда считал, что дома у меня и так все на своих местах, но оказалось, что и здесь поле непаханое. Приболел, полез в аптечку. Там такой бардак! Капли для носа пришлось искать минут пять, и то для этого вытряхнул все содержимое на кровать. Понял, что так жить нельзя. А вдруг у меня в следующий раз не будет столько времени для поиска нужного, вдруг буду опаздывать на работу, и каждая минута, да что там – секунда будет на счету! Теперь моя аптечка поделена на секции, каждая подписана: что от кашля, что от горла, что от температуры. Естественно, избавился от всей просрочки.

5S дома коснулась не только аптечки нашего героя.

– С гардеробом у меня всегда все хорошо, а вот тумбочки были подвергнуты тотальному разбору. Файлики, тетрадки еще со школы, фотоальбомы – все в беспорядке! А сейчас все грамотно, и при гостях нестыдно ящички из тумбочки выдвинуть!

Светлана БЫКОВСКАЯ
Фото Оксаны ДОБРОЛЮБОВОЙ и из архива Олега ГУРОВА

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх