О заботах начальника КЦДНГ-1 (Инзырей) ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» Константина Антипова
Труд нефтяника во все времена и везде и без того не из легких, а уж на заполярных нефтепромыслах, в отрыве от обжитых мест и проторенных дорог – нагрузки вдвойне. И физические, и психологические. Вахтовый метод работы может показаться привлекательным лишь тому, кто сам не испил чашу сию. Это ведь отнюдь не сахар: регулярные разлуки с семьями и смены климатических, а порой и часовых поясов, пусть и образцово налаженный, но общежитский быт. Уважения достойны современники, выбравшие именно такую тропу из тысяч разных прочих, которые потребовали бы куда меньших затрат жизненной энергии.
Очень редко попадают на эти нефтепромыслы, а если и попадают, то не задерживаются любители поработать с прохладцей и без напряга. Словом, коллективам комплексных цехов по добыче нефти и газа на отдаленных северных месторождениях умения трудиться с полной самоотдачей – не занимать. А уж руководить такими людьми – это человеком нужно быть, безусловно, незаурядным: сильным, волевым и о себе, любимом, думающим в последнюю очередь. Начальник КЦДНГ № 1 ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» Константин Антипов как раз из их числа.
КТО РАНО ВСТАЕТ
Привычке просыпаться рано Константин Борисович не изменяет даже в выходные, чтобы не расслабляться понапрасну. Впрочем, выходные в привычном понимании у него столь редки, что в календарь, собственно, можно и не заглядывать.
Еще одна привычка, которой он верен с юности – это обязательная зарядка с отжиманиями от пола на костяшках пальцев – до покалывания в мышцах. Поэтому при случае крепкое рукопожатие этого с виду худощавого человека с посеребренными сединой висками может вынудить поморщиться от боли даже тяжелоатлета.
К половине седьмого утра Антипов обычно успевает принять душ, побриться, позавтракать и получить информацию о работе цеха в прошедшую ночную смену. Без десяти семь начинается планерка с участием диспетчеров, инженерно-технических работников, мастеров. Пустых и лишних слов здесь не произносят: формулировки задач должны быть внятными, лаконичными, не терпящими двояких толкований. Так раскручивается маховик очередного трудового дня на Инзырее…
СВЕЖИМ ВЗГЛЯДОМ
Объекты нефтепромысла начальник цеха знает, конечно же, как свою ладонь. Но все равно после планерки он в очередной (сотый? тысячный?) раз обойдет обширное и сложное хозяйство. Как-то я спросил его, а зачем это нужно, ведь все сооружения и аппараты находятся там же, где и вчера, и позавчера.
– У меня годы ушли на то, чтобы научиться смотреть на давно знакомые вещи «свежим» взглядом, словно бы впервые, – вспоминает Константин Борисович. – И этот обретенный в результате долгих тренировок навык очень мне, признаюсь, помогает, без него нечего думать руководить цехом. Лет 20 назад, не меньше (дело было на другом предприятии за тысячи километров отсюда), толчком послужила одна поучительная ситуация. Все в том цехе изо дня в день по пути в столовую и обратно перешагивали трубу, уложенную поперек дороги. Полгода прошло, пока кто-то из новичков не начал задавать вопросы: мол, что это за труба, и зачем она тут. Тогда и вспомнили, что это водоотвод, нужда в котором давно отпала, поскольку уже сделана нормальная дренажная система. Мораль, думаю, понятна?
К сказанному Антиповым могу лишь добавить, что порядок на территории Инзырейского нефтепромысла убедительно свидетельствует: взгляд у него правильный – тот, что надо.
НЕТ САМОУСПОКОЕННОСТИ
С тех самых пор, как Антипов возглавил КЦДНГ № 1, не было такого, чтобы я приезжал на Инзырей, а там все оставалось в том же виде, что и месяц назад. Пусть хотя бы небольшие, не сразу заметные, но какие-то изменения, улучшения, усовершенствования происходят постоянно. Нет стагнации, нет навсегда застывшего состояния промыслового комплекса – верного признака самоуспокоенности.
«А что, цех не может работать без начальника?» Услышав эту мою реплику, Антипов лишь усмехается. Мы дружны (чем горжусь), поэтому такие подначки обид не вызывают. Выдержав паузу, Константин Борисович отвечает, что без начальника цех работать, конечно, может. И неделю, и месяц, и два месяца. Производственные процессы добычи и подготовки нефти не остановятся, только вот чем дальше, тем чаще придется сталкиваться с проблемами, которые нужно было решать загодя.
– Каждая служба и каждая бригада по отдельности будут столь же профессионально и добросовестно выполнять служебные обязанности в пределах своей компетенции. Но эффективность их общего взаимодействия рано или поздно снизится. Так что главной обязанностью начальника цеха является грамотная координация коллективных усилий, – пояснил Антипов. – И для этого необходимо владеть исчерпывающей информацией о происходящем на промысле, постоянно анализировать ситуацию и просчитывать ее развитие на месяцы вперед.
В ИЮЛЕ – О ДЕКАБРЕ
Уже сейчас он, к слову, занимается делами, связанными с организацией транспортировки и подготовки нефти с Восточно-Сарутаюского месторождения. Она начнет поступать в автоцистернах на Инзырей в декабре, не раньше, но к этому моменту нужно подойти в полной готовности, чтобы и дня не упустить понапрасну.
А еще на промысле просто нельзя без человека, готового взять на себя всю полноту ответственности за оперативно принимаемые решения при возникновении сложных, нештатных, экстремальных ситуаций.
И поэтому все на Инзырее давно крепко-накрепко уяснили: если что-то в ночную смену вдруг идет не так, Антипов должен узнать это немедленно. Упрека за то, что разбудили, не последует. А вот не разбудят – нагоняй гарантирован. Так что рабочий день начальника цеха – понятие весьма и весьма условное, порой этот день вбирает в себя целые сутки.
Михаил ВЕСЕЛОВ
На снимке автора: К. Антипов