– Ну и чего мы так плачем? Засыпай, мой хороший, – пыталась я успокоить малолетнего сына, разрыдавшегося в коляске. Случилось вселенское горе малыша как раз в тот момент, когда мы с ним проходили во дворе дома № 15 по улице Комсомольской. Чтобы унять плач, пришлось остановиться на тротуаре и взять кроху на руки.
А в этот момент навстречу мне по этому же тротуару медленно ехал внедорожник. Водитель посигналил, мол, уступи дорогу. Я, опешив, все же немного отошла. Сигнал повторился – я сделала еще несколько шагов в сторону, укатив с собой и коляску. Следующий возглас клаксона был дополнен появлением головы водителя из окошка авто и рядом непечатных слов, перевести который для читателя можно так: «Ты чего тут стоишь, дура? Не видишь что ли – я паркуюсь!»
Растерявшись от такой наглости, я все-таки ушла с тротуара. Дома устроила митинг на кухне в свою защиту, затем обиду проглотила. Однако недавно на сайт нашей газеты (gazetasv.ru) пришло сообщение от читателя по имени Вадим, которого тоже не радует обилие авто на тротуарах как раз в этом и соседнем дворе (Комсомольская, 19). «Вечером, когда все приезжают домой, нельзя одному пройти мимо, не говоря уже о том, чтобы протиснуться с коляской или пакетами продуктов. А зимой снег и гололед вообще делает это нереальным. Был в отпуске в средней полосе, так там штрафуют водителей за то, что они поставили своего «железного коня» на газон. А у нас ничего подобного замечено не было. Проблема эта длится уже много лет и порядком надоела…» Пройти мимо этого письма мы не могли, поэтому решили разобраться в причинах сложившейся ситуации и рассмотреть возможные выходы из нее.
ЕСЛИ Б МОЛОДОСТЬ ЗНАЛА…
Если бы лет 30 назад основатели Усинска могли поверить, что через годы персональный автомобиль будет почти у каждого из нас, возможно, они бы и проектировали улицы столицы нефтяников более широкими. Но тогда нынешнее обилие транспорта казалось фантастичным, да и особенности планирования северного города не предполагали обширных дворов. Все делалось так, чтобы коммуникации между ними были предельно короткими, а значит, и более простыми в обслуживании в суровых климатических условиях. В общем, получилось то, что получилось. Расширить расстояния между домами уже невозможно, а припарковать порядка 14 тысяч автомобилей (без учета множества авто, зарегистрированных в других городах) во дворах города с населением в 40 тысяч и правда сложно. Тут водителей, оставляющих своих ласточек на тротуаре, можно понять. Но кто поймет пешехода, который пытается протиснуться между плотными рядами авто, например, с коляской и из-за тесноты и плохой маневренности царапает машину? А ведь, как пояснил инспектор по пропаганде местной ГИБДД Сергей Венскель, эта ситуация будет являться не чем иным как дорожно-транспортным происшествием, в котором виновником будет признан пешеход. Если рискнете сойти с тротуара, тогда виновником ДТП будет водитель сбившей (не дай Бог) вас машины. Но оттого, что вина с вас будет снята, легче вряд ли станет.
ЧТО ЖЕ ВСЕ-ТАКИ ДЕЛАТЬ?
Прежде всего необходимо учитывать тот факт, что загромождение машинами тротуаров – дело незаконное. Прямое административное нарушение, за которое полагается две тысячи рублей штрафа. Однако выписывают его крайне редко.
– Во-первых, это технически сложно сделать, – поясняет С. Венскель. – Для этого нужно установить дежурство во всех дворах и буквально караулить хозяина каждого припаркованного автомобиля, чтобы составить протокол. А у нас нет такого числа сотрудников. Ежедневно патрулируют по городу два экипажа, причем в первую очередь мы обязаны выезжать на ДТП, в которых могут быть пострадавшие. А их из-за наших погодных условий очень много. (Более того, как сообщает агентство «Комиинформ», Усинск занимает второе место в РК по количеству смертей на дорогах – Авт.)
Вторая же причина, по словам инспектора, заключается в следующем: оштрафовав автовладельца, сотрудник ГИБДД, по идее, должен указать нарушителю, мол, почему ты поставил свою ласточку на тротуар, а не на стоянку, которая вот здесь, совсем рядом? А указывать пока преимущественно некуда. Во дворе, с которого началась наша публикация, – тоже. Поэтому штрафуй или нет, а воз так и останется на прежнем месте.
Само собой напрашивается цивилизованное решение проблемы: появление заасфальтированной стоянки с ограждением. Однако пока дело не ушло дальше логичного умозаключения. Водителей, вероятно, утраивает безнаказанная парковка на тротуаре, а пешеходы попросту пока не могут изменить ситуацию.
Воистину, по числу авто на душу населения Усинск делится на водителей и пешеходов. И зачастую в спорах, подобных этим, сталкиваются две правды. Так, в отсутствие дворовых стоянок безлошадные рекомендуют тем, кто «в руле», ставить свои машины на стоянки платные и в гараж. Водители же находят свои резонные аргументы. Например, что на душе спокойнее, когда твое детище дремлет под окнами. К тому же и гаражи, и все четыре платных пристанища для авто расположены на окраине города. И добираться туда по трескучему морозу – занятие незавидное.
С другой стороны, в злополучном 15-м дворе, как и во многих других, сегодня покоится немало металлолома в виде давно брошенных жильцами автомашин. Почему бы не вывезти их оттуда, разгрузив тем самым территорию двора? Вот тут-то и возникают сложности. Оказывается, вывозить весь этот автохлам некуда, так как штрафной стоянки в городе попросту нет.
– Некоторое время назад она была, – поясняет руководитель отдела промышленности, транспорта и связи городской администрации Роман Кандалов. – Однако при ее оборудовании не заложили в бюджет средства на ее обслуживание, будучи уверенными в том, что все расходы покроются за счет уплаты штрафов. Но надежды не оправдались: некоторые автовладельцы накопили уже сотни тысяч долга, который в некоторых случаях перекрывает стоимость машины.
По словам Р. Кандалова, администрация учтет приобретенный опыт и на следующий год обязательно заложит в бюджет средства как на обустройство штрафстоянки, так и на ее содержание.
БЕЗВЫХОДНЫХ СИТУАЦИЙ НЕ БЫВАЕТ
Кстати, опыт решения данной проблемы в Усинске уже есть. Взять хотя бы двор между домами №№ 4, 6 и 8 по ул. Молодежной, где в самом тесном соседстве, при этом не мешая друг другу, расположены стоянка для авто и детская площадка. Значит, выход найти можно, но для этого нужно стремиться его искать и владельцам машин, и безлошадным, и ГИБДД, и управляющей компании. А заодно и депутату, на чьем участке, как бельмо на глазу, находится злополучный двор по Комсомольской, 15.
Евгения ЛЯСКОВСКАЯ
На снимке Василия ОСТАФИЧУКА: стихийная парковка во дворе дома по ул. Комсомольской, 15