ОТ ПУДОВ – К ТОННАМ

От редакции

Уважаемые читатели! Сегодня мы открываем новую постоянную рубрику, где вы найдете много интересного о том, что касается истории нефтедобычи и Тимано-Печоры, географии открытий, о быте коренных северных народов и многое другое. Все факты для нашего музея собраны только из достоверных источников.

*    *    *

Полезные свойства нефти человеку были известны еще в глубокой древности. Точный состав знаменитого греческого огня (oleum incendarium), не раз спасавшего Византийскую империю от врагов, сегодня неизвестен. Но ученые считают, что для составления смеси, именовавшейся греческим огнем, которую невозможно было затушить ни водой, ни песком, использовались нефть, смола, селитра, канифоль и сера.

*   *   *

Первые упоминания о нефтяных ключах в бассейне реки Ухты содержатся в Двинской летописи (XV в.). Там упоминается «горюча вода густа» с неведомой реки. Путешественники в XVI в. сообщали, что племена, живущие на Ухте, собирают с поверхности реки нефть, используя ее как смазочный материал и как лекарство.

*    *    *

«Завод», построенный Федором Прядуновым (основатель первого на территории России нефтяного промысла) и его сыном Степаном при участии четырех наемных работников-ижемцев, представлял из себя четырехугольный сруб, установленный над нефтяным ключом, бившем со дна реки Ухты. Из сруба вычерпывали нефть ковшом. За два сезона, на которые им дано было освобождение от налогов, Прядуновы смогли собрать 40 пудов «горного масла», которое в 1748 году привезли в Москву.

*    *    *

В 1913-1917 гг. на территории нынешнего Ухтинского района безуспешно пыталась найти промышленные запасы «черного золота» капиталистическая фирма «Русское товарищество «Нефть». Фирма признала полную бесперспективность района.

*    *    *

Эксперименты по переработке тяжелой ярегской нефти во время Великой Отечественной войны на Ухтинском НПЗ проводили, ни на час не прекращая выпуск товарной продукции. На изношенном старом оборудовании люди творили чудеса. В феврале 1942 года нефтепереработчикам удалось получить вагонную смазку с температурой застывания -55°С вместо традиционной температуры застывания -45°С. Разрешение вопроса со сверхморозоустойчивой смазкой обеспечило бесперебойную работу Северной железной дороги и автотранспорта в суровых зимних условиях.

*    *    *

В 1972 году коллектив объединения «Коминефть» добыл 50-миллионную тонну нефти с начала разработки месторождений в Коми АССР. Уже спустя шесть лет показатель удвоился.

Максим ВОИНОВ,

Никита ЛЯСКОВСКИЙ

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх