От байтов к баррелям

Современный тренд на цифровизацию – не просто реальность, а прочный фундамент для успешного будущего нефтегаза. Чтобы быть лидером, нужно не только анализировать прошлое и жить настоящим, но и видеть развитие Компании на несколько шагов вперед. Мы вступили в новую эпоху – цифровую. А это совершенно иные мышление и производственные процессы.

Начальник ЦИТС Антон Мезенцев

На путь преобразований, дающих безграничные перспективы, ЛУКОЙЛ встал одним из первых. Перевод прямого производства на цифровые рельсы здесь идет стремительными темпами – успешно реализуются проекты, позволяющие сделать производство более гибким, автоматизированным, быстро перестраиваемым и умным.

«Ниточки» производства – воедино

Процессы цифровизации ярко прослеживаются на примере ЛУКОЙЛ-Коми. В 2020 году здесь стартовал широко известный теперь проект «Интеллектуальное месторождение», позволяющий по-новому взглянуть на исполняемый специалистами производственных подразделений функционал, внедрить новые методы оптимизации добычи и программные продукты, способные видеть производство в режиме реального времени и рассчитывать параметры работы месторождения в будущем. Первым в освоении новых цифровых решений стало крупнейшее структурное подразделение предприятия – ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз», которое разрабатывает месторождения в северной части Республики Коми. В частности, занимается крупными проектами на Денисовском лицензионном участке и пермокарбоновой залежи Усинского месторождения.

Сегодня на базе Центральной инженерно-технологической службы (ЦИТС) ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» создается Центр интегрированных операций (ЦИО), который является существенной частью концепции «Интеллектуальное месторождение».

Название новой структуры говорит само за себя: это место, где различные инструменты, с помощью которых происходит управление разработкой месторождений, интегрированы в единый механизм под управлением кросс-функциональной команды ведущих специалистов – так называемых мультидисциплинарных групп.

– Сюда сводятся воедино все «ниточки» производства, – рассказывает руководитель группы оптимизации добычи ЦИТС Егор Мотовилов. – ЦИО создает единое информационное пространство, обеспечивает дистанционный контроль и управление процессами добычи нефти и газа. В нем собираются и обрабатываются данные из цехов. ЦИО в режиме реального времени аккумулирует информацию о работе реального производства и принимает оперативные решения по управлению нефтегазовыми активами.

Заглянуть в будущее

Основной же фишкой работы центра является предиктивность, то есть прогнозирование по всем направлениям на перспективу.

– С помощью новых IT-решений можно заглянуть в будущее, – говорит инженер группы оптимизации добычи Максим Чернобровкин. – Например, рассчитать, как будет работать определенная скважина через три года, создать прогноз по объемам добычи на всем месторождении. Более того: предсказать возможные поломки оборудования и отказы в ближайшем времени. Что позволит не устранять последствия возможных отклонений, а предупреждать их.

Фундаментом такого подхода является цифровой «двойник». Звучит фантастически. На самом деле это математическая или вычислительная модель производственных и бизнес-процессов, на которой «обкатывается» поведение объектов. На основании полученных данных принимаются оптимальные решения. Сегодня они разработаны для четырех промыслов: Восточно-Ламбейшорского, им. А. Алабушина, Баяндыского и Южно-Баяндыского. Программа интегрированного моделирования разработки позволяет моделировать полную систему добычи от пласта до транспортировки. А прогноз вероятных последствий позволяет кросс-функциональной команде оперативно принимать необходимые решения.

Не похожие на всех

Диспетчерское управление процессами ЦИО ведется, как уже говорилось, мультидисциплинарными группами. У каждой из них свой функционал.

– Основные задачи нашей группы – это подбор глубинного насосного оборудования, контроль работы механизированного фонда скважин и бригад КРС, – перечисляет задачи заместитель начальника ЦИТС по технологии Радмил Шарафутдинов. – Мы в своем роде являемся уникальными – в нашем нефтегазовом активе собраны многие осложняющие эксплуатацию месторождений факторы: тяжелая и сверхвязкая нефть, с большим содержанием сероводорода и парафина, высокий коррозионный фактор. Поэтому производство требует нестандартных подходов как в планировании, так и ко всем методам добычи. А ЦИО позволяет прогнозировать развитие процессов с учетом возможных осложнений и находить наиболее технологические решения, например, создавать технологические карты скребкования и промывок при образовании АСПО (асфальтосмолопарафиновые отложения), моделировать процессы коррозии и так далее. Тем самым помочь специалистам, которые находятся на реальном производстве. Кроме того, благодаря интегрированному плану можно уменьшить общее время простоя скважин, совместив мероприятия друг с другом, то есть техническое обслуживание, исследования, регламентные работы на скважинах могут проводиться параллельно друг другу.

Более оперативной стала работа транспортников. По словам руководителя группы по обеспечению транспортом Артема Кабанова, при наличии на рабочем месте постоянного инженера-транспортника гораздо быстрее заполняются сводки, оформляются – подаются заявки. Кроме того, в случае нештатных ситуаций техника предоставляется в течение 30–40 минут. Раньше это происходило от двух часов и более.

Как на ладони

Важно отметить, что случайный человек трудиться в ЦИО не сможет. Необходимо дополнительное образование и знание технического английского языка. Специалисты, работающие в группе по сопровождению интегрированных моделей, прошли обучение в научно-образовательном центре «Рациональное недропользование» Пермского национального исследовательского политехнического университета и защитили дипломы. К слову сказать, первый ЦИО заработал в 2016 году в ЛУКОЙЛ-ПЕРМИ.

Цифровая трансформация затрагивает не только подготовку персонала, но и оснащение рабочих мест. В режиме реального времени здесь отображаются ключевые показатели операционной деятельности. Не отходя от монитора, можно с большой детализацией посмотреть ту самую геолого-гидродинамическую модель конкретного месторождения и коллегиально принять то или иное решение по его дальнейшей разработке. Кроме того, с помощью видео-конференц-связи возможно прямое общение с производственными отделами и цехами.

Конечно, ЛУКОЙЛ-Коми только начал большой путь по цифровизации месторождений, но уже сейчас видно, что проект – мощный инструмент для оптимизации всех производственных процессов, который будет непрерывно развиваться.

Инженер Надежда Воловикова
Ведущий инженер Назар Залевский и инженер Максим Чернобровкин
Ведущий инженер Тахсинбек Мусиев
Инженер Юлия Арысланова
Заместитель начальника ЦИТС по технологии Радмил Шарафутдинов

Елена МАРИХИНА
Фото Александра ГРЫЗЛОВА

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх