Как часто человек поднимает взгляд в небо, восхищается его безграничностью и глубиной? Именно глядя ввысь, мы часто озвучиваем свои самые заветные желания и делимся самыми сокровенными мечтами… А для кого-то мечтой стало само небо, и судьба привела на борт авиалайнера. В этом, казалось бы, обыденном рассказе о движении к намеченной цели есть один нюанс – высота, скорость и огромные летающие машины покорились хрупким девушкам. Сестры Федосеевы когда-то твердо решили связать жизнь с авиацией: Екатерина стала пилотом гражданских судов, а Юлия – бортпроводником. А начиналось все в Ухте, в семье нефтепереработчиков.
Родителей сестер Федосеевых – Нину и Владимира вместе свела нефтянка. Нина приехала на Ухтинский нефтеперерабатывающий завод из Уфы по распределению после техникума в 1985 году. Трудилась на битумной установке, контролировала налив топлива в цистерны, была диспетчером. Теперь работает руководителем диспетчерской группы в ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт». Владимир – с 1989 года по настоящее время работает в ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка». Он прошел путь от слесаря до механика установки ГДС (гидроочистки серы). Ударный труд нефтяника отмечен президентской наградой.
Семья Федосеевых надеялась, что девочки продолжат династию нефтепереработчиков, пока старшая дочь не решила поехать учиться в Чехию.
Дотянуться до мечты
– Катя в школе всегда была очень активной – посещала все возможные кружки и секции. Увлеклась танцами, музыкой, вязанием и даже скалолазанием, отлично училась в техническом лицее, – рассказывает Нина Федосеева. – В 11-м классе она твердо решила продолжить образование за границей. Мы с мужем поначалу отговаривали, но все же поддержали ее. Так, в 2008 году Катя оказалась в Чехии и, отучившись два года в техническом вузе, перешла в авиационную школу. Это была ее мечта! Каждый раз, убегая на занятия, она повторяла, как счастлива, глаза горели. Мы поняли, что она сделала правильный выбор.
Сама Екатерина вспоминает, что с детства боялась летать и доставляла немало трудностей родителям, когда семья планировала отпуск. Ведь ехать Кате хотелось только на поезде. За самолетами она любила лишь наблюдать: завораживали взлет, посадка, размышления о том, как такая тяжелая машина может подняться в воздух.
– Понемногу летать я начала в Праге. Мой первый полет был в 2014 году, – поделилась Екатерина. – Инструктор был пилотом истребителя, служил в ВВС, и уже в первом полете он исполнял в воздухе настоящие акробатические номера. Я была так перепугана, что после этого не хотела самолеты даже видеть. Но, как говорят летчики, как только человек начинает летать, его постоянно тянет в небо. Так и вышло: через год я вернулась к мечте, сменила авиационную школу и впервые повела самолет самостоятельно. При этом имела всего восемь полетных часов. Конечно, было некомфортно и волнительно, но через это должен пройти каждый пилот.
Авиация – дело сложное и довольно дорогое. Чтобы оплачивать часы налета в авиашколе, Екатерина устроилась авиадиспетчером в пражский аэропорт. Работа еще на шаг приблизила девушку к мечте. Получив первую полетную лицензию, летала с друзьями и туристами, показывая красоты Чехии и Австрии с высоты.
После выпуска из университета она переехала в США – здесь проще продолжать образование. И в ноябре 2019 года летчица пересела за штурвал пассажирского самолета.
– Вожу воздушные суда до 100 мест. Планирую через 3-5 лет летать на самолетах класса «Боинга В777», совершать трансатлантические перелеты, – поделилась планами наша героиня.
Кстати, чтобы попасть в гражданскую авиацию, нужно 1 500 часов налета, обязательно высшее образование, знание языков и множество полетных квалификаций. Например, ночные полеты, навигационные с низкой видимостью, длинные, с пассажирами и без. И здесь скидок на «слабый пол» нет.
– В мире только два процента девушек-пилотов, я сама вижу их очень редко, – замечает Екатерина. – Но когда дело доходит до полетов с сотней человек за нашими спинами, о каких-то различиях между женщинами и мужчинами не может быть речи. Атмосфера профессиональная и строгая, ко мне коллеги относятся с уважением, как к любому другому пилоту.
Как на праздник
Младшая из сестер Федосеевых – Юлия, напротив, об авиации мечтала с детства.
– Недавно мама перебирала наши школьные дневники, тетради и с удивлением обнаружила мой рисунок из четвертого класса на большом формате. На нем изображен аэропорт, самолеты и экипаж, – рассказывает Юлия.
После окончания школы она поступила в Авиационно-транспортный колледж, продолжила учебу в Балтийском федеральном университете им. И. Канта, а затем окончила Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Мама Нина вспоминает, что ради любимого дела Юля даже полюбила физику, которая с трудом давалась в школе.
– Три с половиной года назад я устроилась в авиакомпанию, и счастью не было предела. Сбылась мечта, цель стала реальностью, – рассказывает девушка. – А до этого пришлось очень много учиться. Ведь, вопреки мыслям некоторых, бортпроводники – не официанты, не уборщики, не обслуживающий персонал. Бортпроводник – главный человек в салоне летящего самолета. Наша задача заключается в заботе о комфорте и безопасности пассажиров, в оказании поддержки и помощи в случае необходимости. Мне нравится с улыбкой встречать и провожать людей. Занимать эту должность может только человек эмоционально устойчивый, с крепкими нервами… Пассажиры бывают разные, иногда приходится разруливать конфликтные ситуации. Для этого я регулярно прохожу обучающие курсы.
Юлия признается, что на работу всегда ходит, как на праздник. А лучшая награда за труд – довольные пассажиры. При этом она смогла совместить дела небесные и наземные – вышла замуж и родила. Кстати, с будущим супругом познакомились на высоте, он тоже работал бортпроводником.
– Часто у меня бывают разворотные рейсы – когда утром улетела в Ухту, а вечером вернулась в Москву. Тот же офис, только в небе, – шутит Юлия. – Когда прилетаю в Ухту – обязательно захожу к бывшим коллегам-диспетчерам, потом успеваем попить чаю с мамой в кафе аэропорта, а к концу рабочего дня я уже дома с семьей.
Отметим, что и живет Юлия рядом с аэропортом – во Внуково.
– Не представляю свою жизнь без неба и самолетов. Даже увлечения связаны с авиацией: очень люблю модели воздушных судов, уже собрала довольно большую коллекцию. Еще нравится читать про разные типы лайнеров, особенно когда на рынке появляются модернизированные модели, с восхищением наблюдаю за Катиными полетами, – говорит собеседница.
Конечно, даже взрослые остаются для родителей маленькими детьми. И всегда материнское сердце болит за промахи и ликует от успеха своего ребенка. Нина Федосеева признается, что переживает за каждый рейс девочек, но счастлива, что они нашли свое призвание. А сестры не устают благодарить родителей за поддержку и веру в их способности.
Валентина ЗАХАРОВА
На снимках из личного архива: Юлия с главным тренером сборной России по футболу Станиславом Черчесовым; Екатерина в кабине; в полете; Нина и Владимир.