Нефтяная армия

12 8 1

Великая Отечественная война без преувеличения может называться «войной моторов», когда боевая мощь армии связана с производством и эксплуатацией техники и обеспечением ее топливом. И вклад нефтяников в победу просто неоценим. Шла ожесточенная борьба за то, чтобы немецкая армия не добралась ни до одной функционирующей скважины, но в то же время советские войска были обеспечены всем необходимым. Задача стояла наисложнейшая.

 

По закону военного времени

На XV съезде ВКП(б) в декабре 1927 года Иосиф Сталин отмечал: «Воевать без нефти нельзя, а кто имеет преимущество в деле нефти, тот имеет шансы на победу в грядущей войне».

«Современная война будет войной моторов: моторы на земле, моторы в воздухе, моторы на воде и под водой, – отмечал он же, выступая на заседании Главного военного совета 13 января 1941 года. – В этих условиях победит тот, у кого будет больше моторов». Накануне Второй мировой войны облик Вооруженных сил определяли танки, авиация, флот, которые не могли работать без нефти.

С первых дней ВОВ экономику страны в ускоренном режиме стали переводить на военный лад. В июле 1941 года демонтировали и вывезли с территории Украины в восточные районы страны Одесский, Херсонский, Бердянский крекинг-заводы. В августе стало известно, что советские нефтяники стремительно увеличивают выработку необходимых для фронта горюче-смазочных материалов. На предприятиях распространилось патриотическое движение рабочих, которые за смену выполняли не менее 200 процентов нормы. По закону военного времени многие мужчины-нефтяники призывного возраста были отправлены на фронт. И тогда на промыслах на смену им пришли старики, женщины и дети.

 

Поход за «черным золотом»

Желание завладеть богатыми нефтяными месторождениями существенно повлияло на решение Гитлера объявить войну СССР. У фюрера была навязчивая идея стать владыкой кавказского «черного золота».

Как вспоминал министр вооружений и военной промышленности Третьего рейха Альберт Шпеер, «мы вторглись в Россию из-за нефти».

«Я знаю, – признавался он в одном из своих интервью, – что выдвигалось много других причин, но я могу вас заверить, что было для Гитлера главным приоритетом: снабжать нас горючим».

Между тем в ходе боевых действий обнаружились пробелы в стратегии фашистского блицкрига, в том числе остро проявилась топливная проблема. На российском бездорожье немецкая военная техника потребляла в 2-3 раза больше горючего. Снабжение наступающих войск противника, далеко оторвавшихся от своих тылов, существенно осложнилось.

Знаменитое сражение под Москвой обнажило просчеты фрицев в снабжении наступавших войск топливом. Переоценив свои силы, германское командование не подготовилось к ведению войны в осенне-зимних условиях. Когда грянули морозы, танковые моторы, работавшие на синтетическом топливе, отказывались заводиться, а смазка мгновенно замерзала.

 

Стратегическое значение

В это же время советские нефтяники неустанно трудились в тылу, наращивая объемы добываемого углеводородного сырья. На промыслах Апшеронского полуострова было пробурено 930 тыс. метров, введены в эксплуатацию 752 скважины. В первый, самый тяжелый год ВОВ, Бакинский район дал тонувшей в крови стране 23,5 млн тонн нефти и 2,6 млн кубометров природного газа. За всю историю нефтедобычи это было небывалое достижение.

В начале 1942 года немецкая армия собиралась с силами после поражения под Москвой, Гитлер готовил новый план наступательной кампании. Операция носила кодовое название «Блау» и имела четко выраженный характер «похода за нефтью». Директивой фюрера № 41 от 5 апреля 1942 года было предусмотрено нанести удар в южном направлении и отторгнуть Кавказ и Апшеронский полуостров от СССР. Для этой цели была сформирована группа армий «А», которая должна была достичь Баку, а затем выйти на Ближний Восток в богатые «черным золотом» Иран, Ирак и т. д. Вспомогательный удар наносила группа армий «Б», которая должна была преодолеть волжский рубеж в районе Сталинграда и отсечь пути, связывавшие нефтяные районы Кавказа с центром страны. Страшная, кровавая битва в Сталинграде, длившаяся 200 дней, имела огромное стратегическое значение в деле защиты нефтяных месторождений, которыми ни в коем случае не должен был завладеть фашистский захватчик.

 

Остается загадкой

В это же время в 1942 году на промыслах Ингушетии и Краснодарского края в ускоренном режиме проводили демонтаж компрессорных станций, буровых установок, уничтожали рабочие скважины. Эвакуация объектов и инженеров осуществлялась в Башкирию и Куйбышев в короткие сроки. Как потом оказалось, сделано было все очень вовремя. Лето и осень 1942 года принесли череду неудач Красной армии. Прифронтовым городом стал Грозный. 10 августа фашистами был оккупирован Майкоп, 22 августа – Краснодар, а 25 августа и Моздок. Остается загадкой, что же такое наши нефтяники сотворили со скважинами, что немецкие специалисты за полгода оккупации не смогли наладить их работу.

В связи с тяжелым положением на Кавказе необходимо было усилить роль восточных районов в добыче и переработке «черного золота». Для реализации этой задачи в Башкирскую и Татарскую АССР, Самарскую, Оренбургскую и Пермскую области со «старых нефтяных районов» были передислоцированы крупные организации с опытными геологами и буровиками, с оборудованием для разведочных работ. Большой вклад в общую победу внесли советские ученые-нефтяники, участвовавшие в разработке нефтяных и газовых месторождений, внедрении прогрессивных технологий и нового нефтепромыслового оборудования. Район Урало-Поволжья, получивший звучное название «Второе Баку», стал полигоном для испытания и внедрения новых способов добычи и переработки нефти. Так, в годы войны в Башкирии, Самарской и Пермской областях было успешно внедрено турбинное бурение. При этом способе увеличивалась скорость проходки, удлинялся срок службы оборудования.

 

Горючее – фронту!

Существенный вклад в достижение победы над врагом внесли нефтяники, осваивающие Тимано-Печорскую нефтегазоносную провинцию. В Ухтинском районе за годы войны были значительно увеличены объемы нефтедобычи, зародилась газовая промышленность.

12 8 2rТолько недостроенная ярегская нефтешахта № 1 поставляла в годы войны свыше 60 % всей добываемой в Ухтинском районе нефти. Например, за 11 месяцев 1944 года легендарная молодежно-комсомольская бригада Ивана Липина перевыполнила план на 1 850 метров скважин и получила почетное звание фронтовой. В нее вошли Дмитрий Антоник, Иван Жавновский, Болеслав Люблинский, Юрий Паршин, Михаил Кошкин, Василий Макаров, Екатерина Шнайдер. Они на протяжении 10 месяцев держали переходящее Красное знамя районного комитета профсоюза нефтяников Коми и Ухткомбината. Таких результатов не достиг ни один первичный коллектив. Ударный труд был высоко оценен. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1944 года 18-летний Иван Липин награжден высшим отличием страны – орденом Ленина.

Добытое в республике «черное золото» перерабатывал Ухтинский нефтеперерабатывающий завод. Нефть стала главным сырьем для производства топлива и масел для самолетов и танков, для автомобилей и тракторов, кораблей Военно-морского флота. Отныне успех сражений во многом решался в цехах нефтеперерабатывающих заводов. Учитывая рост потребностей страны в нефтепродуктах, решено было немедленно перестраивать работу Ухтинского НПЗ на военные рельсы: завод должен был снабжать фронт горючим и смазочными материалами, а также осваивать производство целого ряда других важных продуктов.

С первых дней войны работники завода проводили эксперименты с целью получения новых продуктов. В лаборатории предприятия специалисты исследовали возможности получения из тяжелой нефти масел и битумов. Опытные образцы проверялись на установке. Эксперименты вскоре увенчались успехом.

С 1942 года завод начал вырабатывать новые виды продуктов: машинное, веретенное, моторное масла, солидол, нигрол, мазут смазочный.

Большую и очень важную работу заводчане выполнили по организации производства лакового битума. С военных лет и по сей день Ухтинский НПЗ поставляет этот ценнейший продукт многим предприятиям страны, вырабатывающим лаки и краски.

Сверхплановая продукция поставлялась не только на фронт, но и в осажденный Ленинград. В октябре 1943 года из Ленинграда в Сыктывкар секретарю Коми областного комитета ВКП(б) Тараненко пришла телеграмма: «Благодарим нефтяников Коми АССР за сверхплановую добычу нефти для Ленинграда. Ждем ваших делегатов. Нефть, мазут направляйте в адрес: Ленинград, Главнефтеснаб».

В военный период в СССР были открыты 34 нефтяных и газовых месторождений, 21 из них – в восточных районах. Между Волгой и Уралом были созданы основы новой сырьевой базы страны. Все это убедительно свидетельствует, что обеспеченность топливными ресурсами Красной армии и Военно-морского флота во время Великой Отечественной войны явилась весомым фактором победы советского народа в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

12 8 3

В Баку груженные нефтью железнодорожные составы уходили прямо в Каспийское море, после чего тянулись буксирами

12 8 4

Ушедших на фронт нефтяников-мужчин замещали в основном женщины

Подготовила
Варвара МЕДВЕДЕВА
(по материалам «СВ» и журнала «Территория «Нефтегаз»)

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх