Молодые специалисты и работники ЛУКОЙЛ-Коми находили оптимальные пути развития условных месторождений и «проживали» все стадии их разработки со скоростью один месяц за 10 минут. Нефтяники приняли участие во II кейс-чемпионате «Научная интеграция».
Кейс-чемпионат «Научная интеграция» – это организованная Советом молодых специалистов ЛУКОЙЛ-Коми площадка, позволяющая моделировать работу нефтедобывающего предприятия. Участники имитируют как организационную структуру – от генерального директора до отделов, так и все производственные процессы с начала освоения промысла.
Основа игры – специально написанная программа с настоящим гидродинамическим симулятором, геологической моделью, которую разработали ученые из Тюмени.
Как отметил автор разработанной системы, применяемой в кейс-чемпионате, Александр Смирнов, главная особенность подобных игр – полная свобода действий игроков.
– Можно сказать, участники попадают в сказку для разработчика. Предполагаемое «поле игры» – это карта лицензионного участка с нескучной геологической моделью. В отличие от реальности, где в работе мы ограничены проектными документами, здесь – полная свобода действий, – говорит Александр. – Конечно, есть некоторый стартовый набор: куст скважин, проведенные изыскания. Но это лишь несколько процентов от всей территории, которую необходимо освоить. Можно идти «в разведку» куда угодно, главное – поставить добычу на поток.
То есть команда могла проводить исследования, бурить скважины, проводить на них всевозможные операции для повышения нефтеотдачи, подбирать насосное оборудование в зависимости от жизненного цикла месторождения.
При этом игра построена таким образом, что один месяц промысел «проживает» за 10 минут, участники могут пройти несколько лет жизни месторождения за игровой день. Механика кейс-чемпионата такова, что все данные и действия, выполненные игроками, вносятся в программу, которая в реальном времени транслирует результат.
– Что они «заказывают», то и получают в модели, – поясняет организатор. – Конечно, невозможно учесть тот миллион нюансов, которые прорабатываются в нефтедобыче, но основные шаги должны быть пройдены. Наша задача дать участникам возможность коллегиально принимать решения, взаимодействовать с максимальной отдачей.
Он подчеркивает, что большинство сложностей команды создают себе сами. Все дело в организации работы коллектива: необходимо наладить обмен информацией, выбрать систему приоритетов.
В игре приняли участие три команды: «Будущее ЛУКОЙЛа», «Хардойл» и «Антитела». Кейс-чемпионат прошел в три этапа. Сначала молодые нефтяники прошли учебный кейс, следом – два уже состязательных, где моделировали разработку месторождения, проводя различные операции.
Каждый коллектив «назначал» людей на различные должности: генерального директора, главного инженера и главного геолога и подведомственные им службы. Также просчитывали экономическую составляющую.
Итогом интеллектуального состязания стала безусловная победа сборной команды специалистов ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» и Усинского газоперерабатывающего завода «Хардойл».
Геолог КЦДНГ-3 ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» Антон Савельев
– Я достаточно давно в качестве досуга предпочитаю в том числе видеоигры. Годы идут, свободного времени меньше, профессиональной деятельности все больше. Поэтому я периодически задумывался: почему при таком обилии среди интерактивных развлечений разного рода симуляторов до сих пор нет симулятора нефтедобычи. Теперь с уверенностью можно сказать, что есть, причем с кооперативным режимом. Я до последнего момента сомневался относительно высказываний уже прошедших этот кейс коллег, что он действительно благодатно сказывается на понимании своего рабочего процесса. Для человека, не знакомого с подобными имитациями, сомнения полностью логичны: как после цеховой работы геологом более глубокому пониманию процесса нефтедобычи может помочь игра? Отвечу точно: да, может.
Ведущий инженер отдела повышения нефтеотдачи пластов ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» Максим Пашилов
– Мы с большим отрывом обошли соперников: в первом кейсе добыли на 160 тысяч тонн нефти больше, во втором – на 220 тысяч тонн. Но главное не победа, а возможность примерить на себя разные должности, понять, как работают соседние отделы. Поэтому мы делали кадровые перестановки. И не потому, что кто-то не справлялся с задачами, а чтобы понять алгоритм работы того или иного отдела.
Генеральным директором мы выбрали машиниста технологических насосов ЦПиПГ Усинского газоперерабатывающего завода Самира Мирзоева. Именно он отвечал за ротацию кадров: переводил людей «на усиление» в разные отделы, понимал, кому сейчас тяжелее. В первом соревновательном кейсе ключевую должность главного инженера занял ведущий геолог отдела разработки нефтяных и газовых месторождений усинского ТПП Александр Комаров, он задавал темп игры, принимал решения по началу разработки месторождения. В итоге все получилось, выдали лучший результат. Мы поняли, как правильно подходить к разработке, учли нагнетательную систему, компенсацию залежей, приняли смелое решение по введению дорогостоящих мероприятий, таких как бурение горизонтальных стволов, что дало нам колоссальный прирост нефти.
Специалист отдела организационного развития ЛУКОЙЛ-Коми Дмитрий Милюков
– Кейс в основном состоял из разработки месторождения и технологий добычи нефти, что довольно сложно без специального образования. Я оканчивал вуз по направлению «Управление персоналом», тем не менее работа в нефтедобывающей компании обязывает знать хотя бы азы, поэтому вспоминал основы геологии. Спасибо опытным коллегам, которые не побоялись взять инициативу в свои руки и направить работу в правильное русло. Считаю, мы сделали все, что могли, получилось отлично. Это незабываемый опыт. Как уже было сказано, главное здесь – команда. Поначалу она строилась с трудом, было несколько лидеров, а после мы смогли решить этот вопрос и выстроили систему коммуникаций.
Ведущий геолог отдела разработки нефтяных и газовых месторождений ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» Александр Комаров
– Механику работы с программируемой моделью, думаю, описывать нет смысла. Нашим самым прорывным решением стало именно взаимодействие в команде и полное доверие. Поначалу каждый пытался тянуть одеяло на себя, но воз, как говорится, был и ныне там. Не хватало общности. Однако нам удалось стать одной командой. Ведь мы давно знакомы, знаем потенциал каждого человека, поэтому смогли прийти к общему знаменателю. Это и привело команду «Хардойл» к победе.
Валентина ЗАХАРОВА