Наверное, нет работы интереснее, чем профессия главного новогоднего волшебника. Вокруг много радостных детей, подарков, улыбок и хорошего настроения. Так ли это и можно ли по-настоящему стать Дедом Морозом? Оператор товарный пятого цеха Ухтинского нефтеперерабатывающего завода Александр Шаповалов знает ответы на эти вопросы.
Здравствуй, Дедушка Мороз!
В преддверии Нового года и в сам праздник вот уже двадцать пятый раз он из заводчанина перевоплотился в самого настоящего Деда Мороза, за спиной которого – мешок с подарками и целый ворох интересных историй. И, кажется, это для него не просто роль, а целая философия.
Александр Шаповалов пришел на завод двадцатидвухлетним парнем сразу после Ухтинского государственного технического университета. А уже через год был назначен на должность новогоднего волшебника.
– Я состоял в профкоме, участвовал в КВН и, когда предложили белую бороду с красной шубой примерить, ни минуты не сомневался. Знал, что справлюсь. С самого первого дня вжился в образ и даже почувствовал какую-то внутреннюю связь со сказочным героем. Хотя, представляете, сам в него никогда не верил, – признается он. – Когда начинал, время, конечно, было другое, и подарки были другие. Неизменными остались вера в чудо и блеск в глазах детей.
Во время нашей беседы Александр Юрьевич то и дело норовил заговорить детскими стихами, которые он, кажется, все знает наизусть.
– Дети теряются и забывают выученные четверостишия, и мне приходится им помогать, поддерживать. В основном стихи из года в год повторяются – хочешь не хочешь, а запомнишь, – улыбается наш собеседник. – Ну а если что-то незнакомое мне, и так получилось, что ребенок забыл слова, мы вместе с ним импровизируем, додумываем, но дело доводим до конца.
Случаются и курьезы, когда дети, стоя на стульчике перед Дедом Морозом, выдают народные произведения, переплетенные с нецензурной лексикой.
– Я к такому всегда готов: это же дети. Но я «дед» старой школы, без внимания это оставить тоже не могу. У меня свои методы воспитания: загадываю им загадки и даю задания на следующий год, – делится Александр Юрьевич. – Иногда приходится воспитывать и взрослых. Им тоже загадки готовлю. Например, угадайте, что это: по потолку ползает, лампочки грызет. Кстати, не все отгадывают!
А он настоящий?
О своей главной спутнице и помощнице новогодний волшебник нам тоже поведал.
– С внучкой, со Снегурочкой, конечно, и веселее, и проще. Но в этот раз из-за карантинных ограничений пришлось нести дух праздника в одиночку, – заметил наш герой. – Совсем без нее тоже нельзя, поэтому во время поздравления с помощью волшебства могу Снегуркой нарядить маму, сестру или бабушку ребенка.
Спросили мы Александра Юрьевича и о том, часто ли его проверяют на подлинность, дергая за бороду, например.
– Такое редко случается. Дети всегда признают во мне того самого, настоящего. Я ведь уже столько лет на посту волшебника. Бывало, что приходил к нашей ребятне Дед Мороз с другого предприятия, с папиной работы, например, а они его не признавали и расстраивались. Есть, конечно, исключения. Подростки могут даже встретить словами: «Я в тебя не верю!». Тогда приходится звать на помощь магию, – смеется наш собеседник. – Вот как-то пришел поздравлять двух девочек. Младшей родители купили подарок, а вот старшей так и не придумали, что подарить, и решили денег дать. А мне, какой бы ни был презент, надо это красиво обыграть. Младшей вручил, а старшая в это время всем видом давала понять, что не верит во всю эту новогоднюю чепуху. Я попросил у нее десять рублей, она принесла. В общем, воспроизвел фокус с перевернутой кастрюлей, где вместо монетки под моим магическим воздействием появилась пятитысячная купюра. Она заулыбалась и сказала, что теперь верит.
Вот он, настоящий!
Работа с детьми – это всегда интересно и непредсказуемо. За столько лет работы у нашего героя уже есть свой рейтинг самых удивительных костюмов, в которых его встречали.
– Никогда не забуду про то, как открыл дверь, а там грустная девочка стоит в зеленом наряде. Спрашиваю, кем ее величать. Она мне и выдает: «Я – Тоска Зеленая». Разговорами сначала мы ее превратили в Царевну-лягушку, а потом и в принцессу, с чем она охотно согласилась. Развеселили девочку, и мне приятно, что дух праздника в сердце еще одного ребенка ожил, – рассказал Александр Шаповалов.
Мороза с внушительным стажем в городе давно все знают, и если нужно спасать мероприятие, зовут его.
– Как-то был случай: звонит знакомая и слезно просит приехать, прихватив с собой костюм. Оказывается, их Дед Мороз, отыграв один утренник из нескольких намеченных, отказался дальше работать. А дети ждут праздника. Я примчался и без сценария, импровизируя на ходу, провел эти утренники. А потом, когда переодевался, случайно стал свидетелем диалога, где в свой адрес услышал, признаюсь, приятные слова, мол, вот он, настоящий Дед Мороз! – поделился наш собеседник.
Бывают и непростые случаи в работе волшебного дедушки. Александр Юрьевич говорит, что для него уже не составляет труда перевернуть любую ситуацию так, чтобы она обрела позитивный и праздничный оттенок.
– Было много моментов, когда родители проявляли нетерпеливость и дарили подарки до прихода дедушки. Я их понимаю, они хотели скорее обрадовать свое чадо. Но ведь и я не могу уйти, ничего не подарив. Приходилось ловкостью рук создавать из бумаги кораблики и самолетики. Честно говоря, в эпоху интернета для многих эти бумажные поделки в диковинку и вызывают немало восторга, – отметил наш собеседник. – Всегда непросто одно – уходить. Просят остаться. Но время ограничено: Деду Морозу надо ко всем успеть.
Держать марку
Совершенно ясно, что быть Дедом Морозом – это быть фокусником, психологом, тонко уметь чувствовать настроение детей, быть с ними на одной волне и, конечно, быть терпеливым.
Нашего героя на протяжении года можно встретить на городских и республиканских соревнованиях по игре «Что? Где? Когда?». Ведь новогоднему дедушке, помимо всего прочего, нужно иметь гибкий ум и великолепную эрудицию, чтобы выходить из самых разных жизненных перипетий без детских огорчений и слез.
– Как-то родители поставили подарки перед дверью соседей. А я решил, что раз подарок здесь, значит, мне в эту квартиру. Вошел, а там не было ни одного знакомого лица: только девочка с бабушкой. Хотя с отцом семейства мы до этого виделись. Разыграл программу. Настало время подарков – а они совсем не по возрасту. Ну, как говорится, на вкус и цвет. Подарил, попрощался и вышел. А из соседней двери выглядывает знакомое лицо. Тут-то я и понял, что попал не к тем людям. Пришлось разыгрывать еще одно представление и возвращать подаренное. Все обошлось: и девочка не расстроилась, и подарки вручены тем, кто их заказывал, – отметил Александр Шаповалов.
Наш герой ходит не только по домам и утренникам: он в качестве Деда Мороза поздравляет и детей из ухтинского приюта. Напомним, что заводчане каждый год исполняют мечты ребят, по воле судьбы оставшихся в трудной жизненной ситуации. И в этот раз «Елка желаний» помогла сбыться их заветным мечтам.
– Это, пожалуй, один из самых трогательных моментов моей работы. Здесь дети просят не гаджеты, а простые и, на мой взгляд, теплые подарки: шахматы, спортивный костюм, например. И бывает, что реакция на эти вещи у них очень эмоциональная. И обыгрывать такие подарки приятно. Гитару вот дарили недавно девочке: она обещала, что на следующий год сыграет на этой гитаре мне новогоднюю песенку.
После разговора с Дедом Морозом хочется сказать, что профессия эта достаточно сложна. Нужно не просто перевоплотиться в человека, с которым ассоциируется Новый год, а стать добрым волшебником и держать эту марку до конца.
Гузалия ФАРХЕТДИНОВА