МЕТАЛЛ НА ПЛАСТИК

Идет термоспайка

С самого начала своей деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» занимается заменой изношенных нефтепроводов. Когда-то многокилометровая инфраструктура досталась Обществу по наследству от предшественника далеко не в лучшем состоянии. Однако ошибочно было бы думать, что, быстренько залатав дыры, лукойловцы на этом успокоились. С каждым годом объемы таких работ растут, совершенствуются методы и оборудование. Например, на месторождениях ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» уже третий год подряд меняют металлическую трубу на пластик.

 

Гарантия – четверть века

…Технические специалисты предприятий «ЛУКОЙЛ-Коми» постоянно проводят мониторинг рынка оборудования, которое применяют для модернизации производства, и в рамках экологической программы в том числе. В частности, для замены изношенных нефтепроводов используются трубы с антикоррозионным покрытием и современные пластиковые армированные (ПАТ), срок службы которых составляет до 60 лет. В Обществе применяется современная внутритрубная диагностика, позволяющая на ранних стадиях и наиболее точно обнаружить дефектные участки и каждому из потенциально опасных выписать индивидуальный «рецепт». Так, с 2011 года на Усинском месторождении проводится планомерная замена трубопроводов на более надежные и долговечные ПАТ. Построены десятки километров новых высокотехнологичных линий.

Трубопровод без экскаватора не проложишьНа прошлой неделе мы побывали на Усинском месторождении, где подрядчики из ООО «Полимертрубстрой» протягивают новую линию нефтесборного коллектора в сторону ДНС-8. Руководитель группы экологии ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» Владимир Костылев рассказал о новых технологиях, уже зарекомендовавших себя.

– Стальные трубы имеют такие недостатки, как необходимость применения сварки, коррозийность, шероховатость внутренней поверхности, а также в два раза меньший по сравнению с ПАТ срок эксплуатации, – говорит Владимир Геннадьевич. – Полимер более долговечен, устойчив к воздействию повышенной температуры и химических веществ. Ввиду отсутствия коррозии, ржавчины и других отложений внутренний диаметр пластиковых труб в процессе эксплуатации не уменьшается, а шероховатость поверхности не возрастает – таким образом, пропускная способность остается стабильной. Нашей задачей является сведение к минимуму риска разгерметизаций на производственных объектах. Поэтому полимер все чаще применяется при транспортировке нефти, газа и воды, вытесняя из этого сегмента стальные трубы.

Изготовители дают на свою продукцию гарантию в 25 лет (кстати, заводские эксперименты показали двойной запас прочности – полвека), и это притом, что служить она будет в условиях агрессивной перекачиваемой среды, подвижной болотистой почвы и экстремально низких температур, характерных для Крайнего Севера.

 

Особые условия

В. Костылев рассказывает о технологииПроцесс термоспайки из-за своей простоты занимает немного времени. Две трубы укладываются в специальный фиксатор и закрепляются. Между ними устанавливают торцеватель, срезающий верхний слой полимера, чтобы стыки были ровные. После этого плоский металлический нагревательный элемент расплавляет соединения с торцов, «утюг» убирают, а трубы соединяются между собой.

– Весь процесс сварки методом неразъемного стыка занимает полчаса, – рассказывает руководящий работами начальник участка компании-подрядчика Сергей Сухляев. – Работы проводим в любое время года, нагревательный элемент поддерживает температуру до 230 градусов, в зависимости от погодных условий. Основная часть процесса проводится на поверхности, потом готовый отрезок трубопровода опускаем в траншею – за день можем пройти несколько сотен метров. Для соединения с металлическими участками есть специальные переходники. Ну, а по завершении строительства опрессовываем линию воздухом, проверяем на наличие негерметичности, заводских браков.

По словам Сергея Валерьевича, на Севере работать сложнее, возникают некоторые трудности в связи с особыми условиями. В основном – при протягивании нефтемагистрали в болотистой местности. Тогда, чтобы провести экскаватор и другую технику, делаются специальные плоты, завозится грунт для отсыпки траншей. А поскольку почва здесь более подвижная, снимают дополнительную нагрузку с соединительных муфт, укладывая сверху прочную георешетку.

 

ДНС-8 для нового нефтепровода – основной «клиент»Надежный партнер

С предприятиями Группы «ЛУКОЙЛ» эта компания-подрядчик работает уже порядка 15 лет. В усинском ТПП, например, опыт замены изношенных участков металлических нефтепроводов на пластик переняли от пермских коллег.

«Полимертрубстрой» является одним из крупнейших производителей ПАТ в России, в комплексе решает вопросы разработки и изготовления нестандартного оборудования для производства труб и монтажа линий, осуществляет проектирование и строительство нефтепроводов. Что очень важно, после завершения проектов самостоятельно восстанавливает растительный слой нарушенных земель.

 

Объемы растут

…Именно таким образом в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» выполняют важнейший раздел комплексной экологической программы «Безопасность трубопроводных систем». Следует отметить, что на это направление приходится львиная доля общих затрат, предусмотренных на природоохранные мероприятия в текущем году. Для повышения надежности системы транспорта нефти производятся не только своевременный ремонт технологического оборудования, но и ингибиторная защита, мониторинг распространения коррозии, диагностика и изучение состояния оборудования и нефтепроводов. В программу также входит обязательное обследование дюкерных переходов и капитальный ремонт газопроводов.

тот самый «утюг» крупным планомКак мы уже сообщали, реконструкция коснется объектов во всех структурных подразделениях Общества. Более 107 километров внутрипромысловых трубопроводов будут заменены в ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз», «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» и «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз». Работы будут проводиться на Усинском, Возейском, Харьягинском и Суборском месторождениях. Также будут реконструированы более 33 километров нефтепровода «Тэбук – Ухта», 21 километр участка от УПСВ «Северный Савинобор» до врезки в магистраль «Пашня – Тэбук», линия «Мядсей – Тобой» и около 45 километров коммуникации ДНС «Южный Седмес» – Терминал «Ираель».

При этом «ЛУКОЙЛ-Коми» старается использовать самое современное оборудование. В том числе увеличивает объемы реконструкции с заменой проблемных участков на трубопроводы в антикоррозионном исполнении и ПАТ. Мероприятия по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности реализуются в полной мере, и в следующие годы это обязательно принесет свои плоды.

Илья ГРИГОРЬЕВ

На снимках Олеси ЯНЧЕНКО: идет термоспайка; трубопровод без экскаватора не проложишь; В. Костылев рассказывает о технологии; ДНС-8 для нового нефтепровода – основной «клиент»; тот самый «утюг» крупным планом

Оставьте комментарий

Прокрутить наверх