Когда мы говорим «бережливое производство», первым делом думаем об экономии. Но это не совсем верно. На самом деле бережливое производство как составляющая Системы непрерывных улучшений направлено на сокращение не расходов, а потерь, которые есть на каждом рабочем месте. Познать эту истину сотрудникам ЛУКОЙЛ-Коми сегодня помогают свои же коллеги, которые прошли обучение специальной программе и даже получили документ о подтверждении их компетенции как тренера, или навигатора.
В середине апреля сертификаты об успешном прохождении курса по развитию компетенции внутреннего тренера в рамках Программы «Форсаж VI», который проводила Анна Кузнецова (Центра повышения эффективности ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг»), получили восемь работников ЛУКОЙЛ-Коми. Поздравила выпускников «Форсажа» и вручила им документы об окончании обучения заместитель генерального директора ЛУКОЙЛ-Коми по связям с общественностью Евгения Лясковская. Она предупредила, что теперь их ждет непростая работа по распространению полученных навыков и знаний.
В последний день курса каждый слушатель «Форсажа» провел презентацию по одному из базовых инструментов эффективности: восемь видов потерь, картирование потока создания ценности (КПСЦ), визуальное управление эффективностью (ВУЭ), стандартная операционная процедура (СОП), 5С (сортировка, систематизация, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование) и др.
Ведущему специалисту отдела оценки и развития персонала Инне Харахаш достались восемь видов потерь.
– После этого тренинга могу сказать, что я теперь – специалист в области восьми видов потерь, – поделилась с «СВ» сертифицированный тренер. – Для меня участие в этом семинаре – некий профессиональный и личностный рост, а не просто курс по бережливому производству. У меня пока нет тренерского стажа, мне безумно этого хотелось. И это мой первый профессиональный опыт выступления на публике. Почувствовала колоссальную разницу между моими презентациями в первый день и в последний!
Для работника второго цеха ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» Владимира Ануфриева «Форсаж» стал не первым тренингом. По его словам, с Системой непрерывных улучшений он познакомился год назад, тогда прошел обучение на навигатора. С того времени на рабочем месте стал использовать 5С, СОП. Сейчас его темой выступления была диаграмма Исикавы – метод для поиска и визуализации причин, которые приводят к проблеме.
– Разобрался сам, как пользоваться этим инструментом, теперь могу и другим рассказать, – отметил Владимир.
Говоря же о своей работе в роли навигатора, признался, что до этого момента публичные тренинги не проводил, если только в частном разговоре, с ребятами в своей бригаде, например, рассказывал про плюсы бережливого производства.
– Сам применил 5С на практике, – продолжает собеседник. – Обустроил слесарное помещение, где находятся все наши инструменты, оборудование, навел порядок. Вся моя бригада оценила удобство, отсутствие потери времени и красоту!
Как отмечает руководитель Проектного офиса по формированию и внедрению программы обеспечения устойчивого роста Ирина Зотова, к обучению навигаторов в ЛУКОЙЛ-Коми приступили в прошлом году. Тем, кто показал определенные успехи, была предоставлена возможность пройти курс «Форсаж» в Москве.
– Ребята не только стараются менять мировоззрение окружающих, нацеливая их на бережливое производство, но и меняются сами. Такие обучающие мероприятия помогают их личностному росту. Ведь, чтобы донести полезную идею до своих товарищей, им нужно не просто знать, как можно внедрить 5С в своей бригаде, но и подать это так, чтоб твой коллега прочувствовал все плюсы изменений, – говорит Ирина Зотова.
Чтобы стимулировать деятельность навигаторов в ЛУКОЙЛ-Коми, было принято положение об их премировании. Премия пропорциональна той работе, которую они провели за этот период.
И здесь уже есть явные лидеры. Например, премия работника пятого цеха усинского ТПП Кемала Каппушева и трех представителей ЦПТСН – Виктора Ужегова, Руслана Хайрутдинова и Алексея Тарасова – составила более 80 тысяч рублей на каждого. По словам Ирины Зотовой, эти ребята очень активно влились в работу, проводят обучение коллег, организуя его и на базе усинского филиала УГТУ, и в цеховых подразделениях. Причем каждый из них готов поделиться информацией по всем базовым инструментам эффективности.
Историей своего становления навигатором с «СВ» поделился Кемал Каппушев. По его словам, началось все с того, что у них в цехе проводился курс по инструменту 5С, а для Кемала порядок на рабочем месте и ранее был в приоритете. И пазл сложился. Прошел обучение в «Лин Вектор». Взял первый проект – привел в порядок свое складское помещение. Теперь и весь коллектив при посещении склада старается распределять вещи по своим местам.
После того как провел обучающий семинар для своих коллег, те стали применять 5С и в других помещениях: в операторной, комнате приема пищи…
Как отмечает Ирина Зотова, двух десятков подготовленных сегодня навигаторов недостаточно для всего предприятия. Поэтому, если тренеры видят на встречах со своей аудиторией активного, позитивного, того, кто проникся идеей бережливого производства, они агитируют его в свои навигаторские ряды.
Но случается, что менять мир – внедрять какие-то полезные идеи на производстве – мешает не личное нежелание, а отсутствие понимания у руководства.
Высшее руководство ЛУКОЙЛ-Коми – все заместители генерального директора и руководители структурных подразделений – в начале марта полным составом погрузилось в Систему непрерывных улучшений. Для этого была организована отдельная коммуникационная сессия, которую провели представители Центра повышения эффективности ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг».
Теперь очередь дошла до обучения руководителей среднего звена – от мастеров до начальников управлений. Курирует эту группу Ирина Мамонтова, которая также в свое время прошла обучение и получила сертификат, подтверждающий ее компетенцию навигатора. Темой ее «уроков» является раздел «Стандартные практики руководителя» третьего элемента СНУ «Культура и навыки». Цель этого подэлемента – изменение модели поведения руководителей и линейных сотрудников, а также постоянное обучение для обеспечения развития культуры непрерывных улучшений через личный пример.
Светлана БЫКОВСКАЯ
Фото Оксаны ДОБРОЛЮБОВОЙ
и Александра ГРЫЗЛОВА
Кемал Каппушев,
– Для меня проведение тренингов – это не просто какая-то общественная нагрузка. Мне нравится то, чем я сегодня занимаюсь. Нравится, когда в глазах коллег появляется понимание того, о чем рассказываю. Главное, заинтересовать аудиторию!
оператор ДНГ КЦДНГ-5
ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз»: