завершились учения на объектах ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз»
На комплексных учениях по ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН) на объектах месторождений, которые разрабатывает ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», бывал неоднократно, однако это не перестает быть интересным и поучительным. Каждый раз отмечаешь что-то новое, поскольку уровень профессионализма аварийно-спасательных формирований растет год от года, появляются дополнительные технические средства, совершенствуются организационные решения и навыки взаимодействия.
На прошлой неделе опять наглядно убедился, что персонал комплексного цеха по добыче нефти и газа №1 северного ТПП не оплошает, если на Инзырее вдруг произойдет разлив нефти. Кстати, за весь период разработки месторождения здесь не приключалось ничего подобного, но ведь это не дает повода расслабляться: на промысле должны быть готовы в любой момент задействовать технологии локализации разлива и сбора нефти с водной поверхности и береговой зоны.
ПО ОТРАБОТАННОМУ СЦЕНАРИЮ
На сей раз одним из мест проведения тактико-специальных учений было выбрано озеро, которое находится неподалеку от нефтесборного коллектора, связывающего куст скважин №3 с ЦПС «Инзырей». Это типичное для Большеземельской тундры небольшое проточное озеро с пологими берегами, покрытыми мхом, низкорослыми зарослями ивняка и карликовых березок. По сценарию, при проведении оператором ДНГ планового осмотра обнаружена аварийная разгерметизация коллектора, будто бы приведшая к попаданию нефти на поверхность этого озера.
Первым делом он сообщает об «утечке» дежурному диспетчеру, а тот, в свою очередь, информирует о случившемся руководство цеха и предприятия. Если бы чрезвычайная ситуация возникла в действительности, сразу же были бы остановлены насосы скважин куста №3 и прекращена перекачка нефти, но в данном случае этого делать не стали.
По сигналу тревоги к месту сбора немедленно прибывают работники цеха, входящие в состав аварийно-спасательного формирования. На оперативность ничуть не влияет то, что люди на заполярных месторождениях трудятся вахтовым методом: графики вахт и смен составляются таким образом, чтобы в любое время суток подготовленные специалисты смогли приступить к действиям по ликвидации аварии, повлекшей разлив нефтепродуктов.
Этому обучены и машинисты технологических насосов, и операторы товарные, и слесари-ремонтники, и сварщики – словом, представители большинства основных отраслевых профессий.
…И вот на берегу озера происходит развертывание комплекса разнообразных технических средств, доставленных сюда с помощью автотранспорта. Все эти приспособления и оборудование устанавливаются по определенной схеме, обеспечивающей быструю сборку и подключение к работе без того, чтобы люди толкались локтями при выполнении тех или иных операций.
Раздается тарахтение подвесного мотора, отчаливает надувная лодка, а за ней тянется стометровая оранжевая цепочка секций заградительных бонов: они удержат «нефтяное пятно», которое имитируется распылением природного порошкового сорбента в зоне-ловушке. Свободные концы крайних секций крепятся к СП-3 – пороговому нефтесборщику, который соединен армированным трубопроводом с откачивающей мотопомпой. А ближний берег, куда ветер гонит «пятно», защищают от загрязнения линией сорбирующих бонов, используя якоря, лебедку и систему тросов.
В это же время три человека заняты монтажом емкости для временного хранения собранной «нефти». Они составляют из алюминиевых листов жесткий корпус резервуара и накрывают его пологом из нефтестойкой ткани. Внутрь полога помещают вкладыш из прочной полиэтиленовой пленки. Теперь можно заняться сбором «нефтесодержащей жидкости» из акватории.
ДЕЙСТВОВАЛИ ЧЕТКО И БЫСТРО
За происходящим внимательно наблюдают главный инженер «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаза» Виктор Дорошенко, начальник и сотрудники отдела техники безопасности, охраны окружающей среды и технического надзора заполярного предприятия, а также приглашенные эксперты и представители территориальных органов МЧС России.
Рядом со мной беспрестанно щелкает затвор фотоаппарата, который держит в руках ведущий специалист отделения гражданской защиты Главного управления МЧС России по НАО Ольга Галицына.
– Я уже во второй раз приезжаю сюда на учения, проводимые «ЛУКОЙЛ-Севернефтегазом», и могу отметить, что организованы они очень грамотно, – говорит она. – Все их участники работают слаженно, демонстрируют умелое обращение со специальным оборудованием и техникой.
Такое же мнение сложилось у ведущего специалиста Комитета гражданской обороны НАО Егора Артеева. По его словам, лукойловские нештатные аварийно-спасательные формирования по ЛАРН подготовлены вполне профессионально, действуют четко и быстро.
Тем временем отработка элементов учений на водном объекте близится к завершению, нефтяники приступают к очистке территории и утилизации «загрязненных» органических материалов. Для сжигания ветоши, спецодежды, использованного сорбента предназначена технологическая печь «Факел-А».
Этим программа учений не исчерпывается. Их участники столь же энергично перемещаются в район резервуарного парка, где якобы обнаружено нарушение целостности корпуса РВС-5000 №1. Тут масштабы «утечки» товарной нефти оказываются куда большими, но «разлив» останавливают подпорной стенкой, собранной за несколько минут. Действия аварийно-спасательного формирования вновь оцениваются на «отлично».
Михаил ВЕСЕЛОВ
На снимках автора: моменты учений по ЛАРН