ЛУКОЙЛ для Усинска, для всей республики – это не просто градообразующее предприятие, это один из системных элементов всей региональной экономики, Компания, в которой работают люди, которая во многом формирует республиканский бюджет, бюджеты отдельных муниципалитетов. Не секрет, что и в социальную сферу ЛУКОЙЛ вкладывает значительные средства. Именно об этом мы поговорили с заместителем генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по связям с общественностью Евгенией Лясковской.
– Евгения Михайловна, первый вопрос об актуальном. В апреле в Усинске, в соседних районах многие увидели так называемых волонтеров ЛУКОЙЛа. Как родилась идея и в чем ее смысл?
– Конечно же, Компания, которая является системообразующей для республики, для северных территорий, не могла оставаться в стороне от тех событий, той беды, которая обрушилась на наших земляков, поэтому мы практически мгновенно стали принимать решения о том, что будем делать прямо сейчас и именно здесь в связи с разразившейся эпидемией. У ЛУКОЙЛа всегда были большие социальные программы, которые в период пандемии невозможно реализовать, поэтому в Компании решили переформатировать эти программы в то, что нужно северянам именно здесь и сейчас. Смысл работы волонтеров – это оказание адресной помощи тем, кто в ней нуждается, кто сейчас по разным причинам не может выйти из дома, а, может быть, и вообще оказался в материальном затруднении. Поэтому сразу мы решили оказать помощь продуктовыми наборами тем, кто входит в «группу риска»: ветеранам и пожилым, состоящим на учете в органах социальной защиты. В этих наборах самые простые продукты, которые могут храниться какое-то время: чай, сахар, мука, подсолнечное масло, тушенка, макароны… Всего было роздано 250 наборов в Усинске и соседнем Усть-Цилемском районе. Также 220 праздничных наборов мы доставили людям накануне Пасхи. Туда входили кулич, чай, сладости к чаю, набор для покраски яиц. Эти наборы попали в руки тех, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации.
– Однако горожане говорят, что в Усинске более заметной стала акция по раздаче масок…
– Да, тут мы тоже внесли свой посильный вклад. Не секрет, что медицинские маски стали вдруг очень популярным товаром, исчезли из продажи, а то, что есть, продается по спекулятивным ценам. Мы решили выставить своих волонтеров ЛУКОЙЛа в местах, куда люди все равно выходят даже в режиме самоизоляции – около магазинов, аптек, и раздать маски людям бесплатно. Распространили тысячу штук, то есть дали их примерно каждому тридцатому жителю города.
– А кто эти люди, волонтеры?
– Это наши сотрудники, работники ЛУКОЙЛ-Коми. У нас довольно сильное волонтерское движение в Компании, есть Совет молодых специалистов, есть сотрудники центра общественных связей, которым я руковожу. И сейчас их помощь, их участие оказались весьма кстати. Разумеется, вышли работать только те, кто не входит в «группы риска» – то есть молодые люди с крепким здоровьем. Причем даже они, если заметили, работают со всеми предосторожностями: в перчатках и масках, а ручки пакетов, в которых мы приносим наши наборы, дополнительно обрабатываются перед передачей людям дезинфицирующими средствами.
– Разовые ли это акции и что еще делает ЛУКОЙЛ в «эпоху коронавируса»?
– Конечно же, мы наблюдаем за тем, как развиваются события, что происходит в стране, в республике. Поэтому мы готовы откликаться на потребности людей – если будет нужно, мы, конечно же, повторим и раздачу масок, и адресную помощь нуждающимся. И, кстати, это не только продукты. У нас одной бабушке-ветерану, извините за подробности, памперсы потребовались, мы и их покупали, потому что человеку надо! А по поводу того, что еще делаем, мы сейчас проводим, может быть, не очень заметную рядовому жителю республики, но очень важную работу, которая должна помочь медикам в их борьбе с опасной инфекцией.
– В чем это выражается?
– Например, на средства Компании в инфекционном отделении Усинской ЦРБ была смонтирована централизованная система снабжения кислородом и сжатым воздухом. Это то, что необходимо для деятельности реанимации, тех самых аппаратов искусственной вентиляции легких. Аналогичные работы проведены в дополнительном корпусе, предназначенном для размещения больных коронавирусной инфекцией. Всего будет оборудовано 50 коек. Мы обеспечили врачей инфекционного отделения рациями – это тоже необходимо для оперативного и безопасного обмена информацией. Территория больницы оборудуется безлимитным Wi-Fi, что также будет востребовано и медицинским персоналом, и пациентами. Компания выделила 10 миллионов рублей для пошива масок и защитных костюмов на Сосногорской швейной фабрике и последующей передаче их бюджетным учреждениям. 50 миллионов рублей на оснащение Усинской ЦРБ выделил из своих личных средств Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. Эти средства направлены на приобретение современных аппаратов искусственной вентиляции легких, мониторов пациента, функциональных кроватей, электрокардиографов, прочего оборудования и материалов, которые помогут больнице подготовиться к возможному приему большого числа пациентов с коронавирусной инфекцией. Ну и, наверное, то, что мы точно можем и должны сделать как энергетическая Компания: с 10 апреля все машины скорой помощи и автопарк больниц в республике обслуживаются бесплатно на 55 АЗС ЛУКОЙЛа.
– Одним из следствий введения режима самоизоляции стал переход учебных заведений на дистанционное обучение. Эта, в общем, довольно прогрессивная мера обнажила множество проблем. Как к их решению подключается ЛУКОЙЛ?
– Давайте называть вещи своими именами. Те проблемы, о которых вы говорите, это, прежде всего, проблема отсутствия современных средств связи, с помощью которых можно это дистанционное образование проводить. Буквально на днях ЛУКОЙЛ начал акцию по передаче семьям с невысокими доходами 33 планшетов для продолжения обучения в дистанционном режиме: 21 в Усинском районе, еще 12 – в Усть-Цилемском.
– Помимо эпидемии коронавируса есть и еще проблемы в стране – например, сейчас непростые времена наступают на нефтяном рынке. Естественно, всех интересует, будет ли корректироваться политика ЛУКОЙЛа в этой связи?
– Тут надо понимать следующее. Когда-то Президент нашей Компании Вагит Алекперов сказал: «Не люди для нефти, а нефть для людей». Это фраза не только о том, как мы относимся к клиентам, но и о том, как в Компании относятся к людям вообще – к нашим сотрудникам, к членам их семей, к тем территориям, на которых мы работаем. Без людей наша Компания теряет смысл существования. Без людей нефть не добудешь, без людей нефтепродукты использованы не будут и так далее. Эта связь, Компании и людей, очень ценна для нас. Скоро будет подписано соглашение с субъектом федерации, с Республикой Коми. Такое же соглашение находится в процессе подписания с Ненецким автономным округом.
– О чем будут эти соглашения?
– Соглашения касаются социально-экономического развития регионов, мы их заключаем с 1999 года. В них прописываются обязательства Компании по участию в социальных программах субъекта федерации, помимо налоговых и других обязательных платежей. В соглашении отражается наше участие в социальной политике, перечислены объекты финансирования, объемы этого финансирования. Отмечу, что объем финансирования по этим соглашениям был определен еще до кризиса и в новых макроэкономических условиях не уменьшился ни на копейку. То есть нашу политику социальной поддержки территорий мы не прекращаем. Это могу сказать со стопроцентной уверенностью.
– А для примера, что именно было профинансировано, создано ЛУКОЙЛом за последние несколько лет в Усинске, в соседних территориях?
– В рамках соглашения мы стараемся финансировать то, что, действительно, нужно всем или почти всем, что останется здесь на долгие годы – крупные инфраструктурные проекты. Так, в прошлом году было закончено строительство второго корпуса Дворца спорта «Югдöм». Там есть возможность заниматься игровыми видами спорта и единоборствами, общефизической подготовкой. Суммарно на этот проект было потрачено более 180 миллионов рублей. Примерно в 125 миллионов обходится достройка детского сада в селе Щельябож, замороженного когда-то по вине недобросовестного исполнителя. По плану, он будет сдан летом этого года. Большой детский сад на 120 мест, достроенный по этому же принципу, сдается в Усть-Цильме. На него в общей сложности затрачено 90 миллионов рублей. Ремонты и оборудование дворцов и домов культуры в Усинске, селах Захарвань, Новикбож, Мутный Материк. В этом году должен быть сдан полностью оборудованный Дом культуры в селе Карпушевка Усть-Цилемского района… А есть еще Ухта, Сосногорск, Печора! Там мы тоже работаем и развиваем социальную инфраструктуру!
– Опять же, в контексте нынешней беды, какая поддержка оказывается медицинским учреждениям?
– Помимо того, о чем мы уже говорили, готовятся к сдаче в эксплуатацию две сельские врачебные амбулатории – в Щельябоже и Мутном Материке. Там до последнего времени амбулатории ютились в ветхих деревянных зданиях. Теперь же в них уютно, просторно, а, кроме того, они оборудованы всем необходимым – вплоть до возможности дневного стационара и стоматологического кабинета. В Щельябоже дополнительно сдается благоустроенный двухквартирный дом для специалистов-медиков. К этим населенным пунктам у нас, вообще, особое внимание – они труднодоступные и удаленные, к врачам в Усинск оттуда не наездишься… Еще. Не совсем про медицину, но тоже про здоровье людей. С этого года реализуется большая программа по обустройству систем подготовки питьевой воды в сельских территориях. Особенно остро эта проблема стоит в селах Новикбож и Усть-Уса. ЛУКОЙЛ, разумеется, планирует финансировать эти работы.
– В Усинске заметно благоустройство города. Это тоже ЛУКОЙЛ?
– Зачастую, да. Из самых примечательных объектов это, конечно же, Молодежная аллея – с малыми архитектурными формами, которые так полюбились горожанам. Аллея была обновлена всего пару лет назад, но уже стала одной из визитных карточек города. Есть еще Тропа здоровья, которую примерно тогда же реконструировали при участии Компании «ЛУКОЙЛ». И, конечно, наша гордость – это детские игровые комплексы, причем в этом году, надеюсь, удастся поставить в Усинске и на Яреге детский комплекс, имеющий еще и большое профориентационное значение: в нем представлен весь процесс работы нефтяной компании – от качалки до автозаправки. Прошлой осенью такой комплекс был поставлен в Москве рядом с павильоном «Нефть» на ВДНХ, и было решено повторить его в других городах присутствия Компании.
– Может быть, глупый вопрос, но зачем все это Компании, зачем это нужно ЛУКОЙЛу?
– Я помню Усинск таким, каким он был лет тридцать-тридцать пять назад, когда я была ребенком, когда мои родители приехали сюда совсем молодыми. Я помню, как здесь не закрывали двери в квартирах, и к тебе мог войти любой человек, что-нибудь спросить и уйти. Тогда, если кто-то в Усинске попадал в беду, ему помогали всем миром, все окружающие. Я скажу даже больше: когда наступили непростые для страны 90-е, усинцы продолжали поддерживать друг друга, помогать соседям, коллегам по работе. Наверное, это в крови у тех, кто связал свою судьбу с Севером. Так же обстоят дела и в нашей Компании. Во-первых, я считаю нормой, если мы платим условному Ивану Ивановичу, который работает в ЛУКОЙЛе, приличную зарплату. А во-вторых, у Ивана Ивановича есть жена, которая работает, например, воспитательницей в детском саду. А еще у них есть ребенок, который хорошо учится в школе. Мы в Компании хотим создать такие условия, при которых комфортно в городе будет не только нашему работнику, Ивану Ивановичу, но и его семье: чтобы они все вместе могли где-то прогуляться, отдохнуть, чтобы их ребенок мог съездить за счет ЛУКОЙЛа на каникулы в Крым или в Санкт-Петербург. А потом, например, он выучится на специалиста-нефтяника и продолжит дело своего отца. Вы поймите, мы, ЛУКОЙЛ, здесь, на Севере, – лидеры, с нашей Компанией так или иначе связано больше двух третей населения Усинска, соседних районов, Ненецкого округа. А лидерство – это всегда ответственность.
Беседовал
Владимир СВЕТЛОВ
Снимки Александра ГРЫЗЛОВА