Вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ», председатель Совета директоров ИФД «Капиталъ», совладелец банка «Петрокоммерц» Леонид Федун в беседе с журналистами газеты «Ведомости» изложил, в частности, свое видение того, в каком направлении должна развиваться пенсионная система и как нужно вести финансовый бизнес в России в целом. Ниже мы приводим выдержки из данного интервью.
Так, на просьбу прояснить историю с банком «Петрокоммерц», Вице-президент Компании ответил, что данный финансовый институт был и остается «опорным банком нашей группы и «ЛУКОЙЛа». «Вы должны понимать, что сегодня в «Петрокоммерце» находятся деньги 120 000 работников «ЛУКОЙЛа», мои личные деньги и деньги моих партнеров. Это очень большие деньги. И понятно, что в любые руки мы банк отдавать не будем. И он будет продан только тому, кто будет гарантировать на 100%, что те гигантские средства, которые сегодня лежат на депозитах этого банка, будут сохранены. Вопрос надежности – это в первую очередь», – подчеркнул Л. Федун.
На вопрос, почему был продан НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант», где тоже немало денег будущих и нынешних пенсионеров Компании, последовал ответ в том смысле, что «пенсионный фонд нельзя продать». «Можно переуступить контроль и инфраструктуру управления. К тому же пенсионные фонды защищены очень жестким государственным регулированием. Ты не можешь ни двинуть средства пенсионеров, ни купить ничего неразрешенного, ни вывести ничего с нарушением законодательства – это будет уже криминал», – отметил Л. Федун.
«Мы очень внимательно выбирали претендента на сотрудничество (их было несколько) и выбрали «Открытие» не потому, что он дал лучшую оферту, а потому, что это был самый надежный и проверенный партнер», – добавил Л. Федун.
По словам Вице-президента Компании, у «ЛУКОЙЛ-Гаранта» есть три источника средств. «Первое – это собственные средства (имущество для обеспечения уставной деятельности, ИОУД), это, если не ошибаюсь, более миллиарда долларов. Есть также средства, крупнейшие с точки зрения обязательного и негосударственного пенсионного обеспечения, около 160 миллиардов рублей, если не ошибаюсь. Так вот, на капитализацию банков или на что-то другое можно использовать только средства ИОУД, собственно говоря, деньги самого фонда. Вкладывать, например, в банковские депозиты – это очень хорошая вещь, поскольку они достаточно доходны. А вот контроль за деньгами, которые собираются по государственным программам, очень жесткий, ничего с ними не произойдет. Поэтому никакой обеспокоенности с этой точки зрения у нас нет», – отметил Л. Федун.
На вопрос, что он думает о нынешнем состоянии пенсионной системы в России, Леонид Федун ответил буквально следующее:
«Очень хорошо, что Президент России решил сохранить эту систему (отчисления пенсионных накоплений будущим пенсионерам). Поскольку без развития пенсионной реформы, помимо ее огромной социальной значимости, мы не решим вопрос развития фондового рынка. Проблема сегодня состоит в том, что, например, на польском фондовом рынке примерно 40-50% всех средств, которые обращаются на Варшавской бирже, – это средства польских инвесторов. А у нас сколько? Всего 5%».
Развивая свою мысль, Вице-президент «ЛУКОЙЛа» отметил, что пенсионные накопления – это источник «длинных» денег в экономике. «Без них невозможно развитие финансового рынка и создание в России международного финансового центра. Поэтому мы выступаем за модернизацию пенсионной системы. И первое, что нужно сделать, – перейти к мировой практике гарантий возвратности пенсионных взносов на долгосрочном интервале (три-пять лет). Ведь сейчас пенсионные фонды и управляющие компании фактически обязаны гарантировать сохранность переданных им пенсионных денег и заработанного на них ранее дохода на интервале в один год. И получается так, что пенсионные деньги являются не длинными ресурсами (как на Западе), а пассивами сроком в один год. Поэтому управляющие компании вынуждены инвестировать средства только в консервативные инструменты – депозиты и облигации с коротким сроком погашения. Если этот «гарантийный период» расширить, мы сможем вкладывать деньги в акции, инфраструктурные облигации, участвовать в программе приватизации», – подчеркнул Л. Федун.
По его мнению, необходимо также ужесточить требования к организациям, которым переданы пенсионные деньги, например, выделить для них отдельную лицензию, увеличить норматив достаточности собственных средств минимум до 300 миллионов рублей и навести порядок с понятием аффилированности при размещении средств пенсионных резервов и накоплений НПФ.
На вопрос о его отношении к отмене обязательной накопительной части пенсии Л. Федун заявил, что этого делать нельзя. «Это подорвало бы веру молодой, активной части населения страны в социальную справедливость. Это противоречило бы логике развития фондового рынка и тут же ударило бы по капитализации всех российских компаний, которые и так сегодня зависят целиком от западного капитала. Это негативно сказалось бы на банковской системе, поскольку часть средств держится в банковских депозитах. То есть там столько минусов, а о плюсах никто не рассказал…», – отметил он.
Говоря про финансовые активы в целом, корреспонденты «Ведомостей» обратили внимание собеседника на то, что несколько лет назад была продана страховая группа «Капиталъ», теперь вот пришло время расстаться с фондом, да и про банк идут разговоры… Значит ли это, поинтересовались они, что в финансовой отрасли нет перспектив и что она не обеспечивает хорошей доходности на вложенный капитал?
– Нет, здесь вопрос в другом. Для меня и моих партнеров финансовый бизнес – особенный. Так получилось, что он возник. Поскольку в то время (начало 90-х) не было (финансовой) инфраструктуры, мы были вынуждены создавать эту систему с пенсионными фондами, банком, страховой компанией. Дальше мы поняли, что нужно передавать эти активы профессионалам рынка и покупать акции того же «ЛУКОЙЛа». Поэтому мы не скрываем, что наш основной актив – это Нефтяная Компания «ЛУКОЙЛ». Кроме того, мне уже достаточно много лет. Мне уже на пенсию пора (улыбается). Пора создать понятную структуру управления капиталом», – ответил Леонид Федун.
Подготовил Сергей АНТОНЕЦ
Фото с сайта sovsport.ru