Королева нефти

Так называли Анну Яковлевну Молий ухтинцы. О ее жизни можно слагать легенды. В возрасте 33 лет возглавила Ухтинский нефтеперегонный завод (сейчас ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка) в тяжелые военные годы. Долгое время – с 1942-го по 1967-й – руководила производством.

Накануне Дня Республики Коми Анне Молий посмертно присвоено звание «Почетный гражданин Республики Коми». Поскольку у нее не осталось родственников, награду передали в Национальный музей РК.

– Достойная награда для достойнейшего человека, – прокомментировал присвоение Анне Молий звания почетного гражданина республики нынешний генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» Алексей Иванов. – «Женщина, возглавившая нефтеперерабатывающий завод во время Великой Отечественной войны» – каждое слово в этой фразе повышает уровень Анны Яковлевны как профессионала. Сегодня сложно представить, как давались ей некоторые решения, что стояло за ними, чем приходилось жертвовать. Трудно умалить ее вклад в историю страны, края, Ухты и многих-многих людей. Мы гордимся, что являемся последователями ее дела.

Приглядимся к жизни этой героической женщины.

Маленькая хозяюшка

Родилась Анна 16 февраля 1909 года в Баку, в семье рабочего Якова Ивановича Малина. Когда он служил в Черноморском флоте, писарь неправильно записал его фамилию: «Молий». Вернуть старую не удалось, так и остался – Яков Молий.

У супругов Молий родилось пятеро детей. Мать Мария Яковлевна с малых лет приучала их к труду.

В гимназии и школе Анна была лучшей в классе. Любила петь, участвовать в школьных театральных постановках, даже сама ставила спектакли. Память у нее была незаурядная: девочка сыпала целыми изречениями из прочитанных книг.

Трудности не страшны!

Школу окончила в 1926 году, поступила на курсы стенографии, устроилась на работу. Но чувствовала, что это не ее призвание. Хотелось чего-то большего, настоящего. В 1928-м Анна подала документы в Азербайджанский индустриальный институт имени Азизбекова, став одной из шести девушек на факультете переработки нефти.

В вузе наша героиня старалась не отставать от ребят. В те годы в Баку заканчивалось строительство нового нефтеперерабатывающего завода. Туда и поступила на преддипломную практику Анна. Предприятие строили совместно с американцами, которые уже ничему не удивлялись в СССР. Но девушка-инженер на заводе для них, конечно, была в новинку. В 1933 году студентка на отлично защитила дипломный проект на тему «Реконструкция ново-масляного завода с установкой хвостовой колонны» и получила квалификацию инженера-технолога.

Работала на том же заводе, на установке депарафинизации, сначала дежурным инженером, потом помощником начальника цеха, затем начальником цеха. Позже трудилась в технологическом отделе Азнефтезаводпроекта, стала старшим инженером проекта, вступила в партию.

Шло время, девушке становилось тесно в стенах проектной организации. Радио, газеты, кино – все о стройках пятилетки рассказывают. Молодежь – впереди! А она? Подруга подсказала, что сейчас как раз подбирают специалистов для работы на Крайнем Севере. В отделе кадров Анну предупредили: «Это новый перспективный нефтеносный район страны. Только начинает осваиваться. Направляем только тех, кто сам изъявляет желание».

В своей статье «По планам Ильича», опубликованной в «Красном знамени» от 22 апреля 1964 г., Анна Молий так писала о своем переезде: «1940 год… В числе группы нефтяников я впервые приехала в Ухту для создания здесь крупного нефтяного района. После бакинского солнца пришлось привыкать к северным морозам. Как и во всяком большом начинании, конечно, не обошлось без трудностей. Но тогда была молодость, и, самое главное, осознание важности порученного дела».

Анна Яковлевна стала инженером отдела эксплуатации в управлении Ухтижемлага и куратором Ухтинского нефтеперегонного завода. С начала войны она целыми днями пропадала на заводе. Нефтяники с каждым месяцем увеличивали темпы добычи: для фронта нужно было все больше и больше горючего. В феврале 1942-го Анну вызвал к себе начальник комбината Семен Бурдаков и сообщил, что подписал приказ о ее назначении директором нефтеперегонного завода. «Хотя масштабы у нас не бакинские, вам будет очень трудно. На заводе нет главного инженера. Сами знаете – война… Придется вам работать за двоих», – добавил он.

Анна Молий давно стала для рабочих своим человеком. Заводское хозяйство тогда было невелико: одна атмосферная трубчатка (АВТ – атмосферно-вакуумная трубчатка – одна из основных установок нефтеперерабатывающего завода – прим. авт.) производительностью всего несколько десятков тысяч тонн. Однако катастрофически не хватало специалистов. План при этом никто не отменял. На плечи молодой женщины легла огромная ответственность.

В военные годы директор все проверяла лично. Только в присутствии Анны Яковлевны приступали к сварочным работам. Один из инженеров говорил ей позже: «В рубашке родилась! В таких условиях работать – и ни одной серьезной аварии!».

Чего это стоило нашей героине? Строжайшая дисциплина к себе и другим. Порой она бывала резка. По ночам долго не могла заснуть, перебирая по часам прожитый день. Если вспоминала незаслуженно нанесенную кому-то обиду, наутро обязательно извинялась при всех. И все же она победила. Заставила поверить в нее, увидеть в ней руководителя.

В войну отсутствие необходимой техники и оборудования приходилось компенсировать изобретательностью и оригинальностью технических решений. Опираясь на своих помощников, директор повела борьбу за увеличение мощности завода. Любое предложение бралось на карандаш и, если давало эффект, незамедлительно внедрялось в производство. Завод перерабатывал все больше и больше нефти.

Уже тогда на предприятии закладывались добрые традиции, которые живы и сейчас. Завод был и остается постоянной научно-технической лабораторией.

Одну из серьезных задач поставила тяжелая ярегская нефть. Нефтепереработчики знали о ее превосходных качествах. Из этой нефти можно было получить морозоустойчивые смазки, однако на заводе не было нужных производственных мощностей. Коллектив пошел на смелый эксперимент: наладил выпуск необходимых смазочных масел на атмосферной трубчатке! Потом уже освоили производство лакового битума.

Апрель 1944 года был объявлен стахановским месяцем. Ухтинцы торжественно отправили в Ленинград подарок к Первому мая – 1 700 тонн горючего, полученного сверх апрельского плана. Это была не первая посылка от нефтяников. Директор не раз сама сопровождала ценный груз в тогда еще блокадный город.

Завод – дом родной

В 1950-е на территории завода появились новые установки: атмосферно-вакуумная трубчатка и крекинг-установка, началось строительство каталитического риформинга. Все это позволило значительно увеличить объем переработки нефти и наладить выпуск новых видов продукции. Добрая слава о предприятии уже перешагнула границы республики.

В 1953-м Анна Яковлевна уехала учиться в Академию нефтяной промышленности в Москве. В 1955 году она защитила аттестационную работу и вернулась в кабинет директора родного завода.

В феврале 1967 года Анна Яковлевна из Королевы нефти переквалифицировалась в Королеву газа – возглавила лабораторию исследования и переработки газа и конденсата Ухтинского нефтегазового отдела Всесоюзного научно-исследовательского института природных газов (в последующем филиал ООО «Газпром ВНИИГАЗ» в Ухте – прим. авт.). Заводские не хотели отпускать. Были чрезвычайно удивлены и в министерстве в Москве. В Ухту даже комиссия приезжала, выясняла, не пострадает ли от ее ухода производство. Один из москвичей сказал: «Впервые вижу человека, так долго проработавшего на одном месте, которого все любят и у которого на совести нет ни одного пятнышка».

В феврале 1969-го Анна Яковлевна вышла замуж за ученого-геолога Андрея Яковлевича Кремса. Не стало ее в апреле 1979 года. В последний путь Анну Молий провожали всей Ухтой.

Большое сердце директора

Можно бесконечно описывать все, чего добился завод за время, что его возглавляла Анна Молий, но, помимо этого, она была просто чутким, добрым и честным человеком. Вот что вспоминает о ней бывший заместитель председателя профкома завода Геннадий Шергин:

– Анну Яковлевну не боялись, а уважали и относились как к близкому человеку. К примеру, бывало, что рабочие и служащие даже занимали у нее деньги в долг. Многие приходили просто посоветоваться и по личным вопросам. Она всегда выслушивала, сочувствовала, давала совет. А если человек сам был в чем-то неправ – не стесняясь говорила об этом в глаза…

Директор завода очень любила детей. В 1956 году в Балаклавском поселке (располагался в северной части Ухты – прим. авт.) были открыты две детсадовские группы в бараке. Она постоянно посещала все их утренники, знала лично многих ребят.

Когда начали готовить площадку под риформинг, снесли поселок Балаклавский.

– Как-то мы поехали проверить, как идет переселение. На улице был мороз под сорок. Подъезжаем, видим: из одной трубы идет дым. В комнате работница стройцеха, у которой по дому ходит мальчишка лет трех в пальто, валенках и завязанной шапке-ушанке. Спрашиваем, почему так холодно. Женщина говорит, что топит беспрерывно, но не помогает. Комната в Рабочем поселке, куда она должна переселиться, еще не готова. Доложили Анне Молий. Она вызвала к себе заведующую детским комбинатом и дала указание, чтобы завтра же ребенок был устроен в круглосуточную группу. У Анны Яковлевны своих детей не было, но чувство материнства, любви к детям у нее было развито больше, чем у иной матери, – вспоминает ветеран.

Вот таким человеком была Анна Молий – настоящая Королева нефти и газа.

Диана ДАНИЛЕВСКАЯ
(публикация подготовлена
по материалам книги
«Анна Яковлевна Молий.
К 110-летию со дня рождения»)

Клавдия, Михаил, Анна, Виктор и Владимир Молий. Баку, 1915 г.
А. Я. Молий в парке культуры и отдыха. Рабочий поселок, Ухта, начало 1940-х гг.
Перед отправкой сверхпланового эшелона с нефтью в Ленинград. М. Т. Ваулин, Я. И. Гаврюшов, А. Я. Молий. Станция Чибью, май 1944 г.
А. Я. Молий и А. Я. Кремс во время путешествия по Волге, 1969 г.

Интересный факт

В свое время, когда строили Московскую кольцевую автодорогу, использовали битум только Ухтинского НПЗ, полученный из ярегской нефти. Улучшение качества выпускаемой продукции способствовало и тому, что завод в 1972 году первым в Коми АССР начал выпускать продукцию с Государственным знаком качества.

Прокрутить наверх