КОМБАТ, БАТЯНЯ!

или Почему офицеры бывшими не бывают

майор-ракетчик (Дальний Восток, 1996 год)– Кого же он так внешне напоминает? – помню, мысленно задал я себе вопрос в момент знакомства с Жигановым, которое состоялось несколько лет назад. И память тогда сразу услужливо выдала ответ: да ведь это просто вылитый Владимир Высоцкий в роли белогвардейского офицера в фильме «Служили два товарища»! Та же безупречная выправка, тот же цепкий взгляд. И потому я ничуть не удивился, узнав вскоре, что инженер I категории участка переработки и хранения грузов «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаза» Владимир Жиганов в недавнем прошлом командовал ракетной батареей, что он кадровый офицер, майор запаса.

Опираясь на свой многолетний опыт журналиста, я ответственно заявляю, что офицеры бывшими не бывают. Их немало среди моих знакомых, и армейская косточка даже спустя долгие годы все равно дает о себе знать. Вроде бы и в сугубо гражданские костюмы облачены, но чем-то – походкой, манерами ли – выделяются из толпы штатских, и порой кажется, что не пиджаки у них на плечах, а перепоясанные портупеями кители с погонами.

По окончании в 1983 году Саратовского высшего военного командного училища перед Владимиром открылся широкий выбор. Хочешь хоть завтра попасть в Восточную Германию? Не вопрос. Привлекают столичные города и элитные части? Нет проблем. Обладатель красного диплома мог сам определять место назначения. Была возможность вообще избежать рутинной службы – кандидата в мастера спорта по военному троеборью, мастера спорта по пулевой стрельбе охотно брали в СКА (спортивный клуб армии). Тренировался бы да ездил себе по соревнованиям, получая в положенные сроки очередные звания.

В Группе советских войск в Германии ему все-таки доведется послужить, но будет это много позже. А выбрал он тогда, после училища, едва ли не самую окраинную из предложенных, дальневосточную ракетную часть оперативно-тактического назначения, которая дислоцировалась в Амурской области.

– Во-первых, один мудрый преподаватель-полковник – добрым словом его вспоминаю – посоветовал не начинать службу с теплых мест, потому что смолоду к хорошему быстро привыкаешь и очень трудно потом перестраиваться. Во-вторых, мне, выросшему в Поволжье, хотелось нашу большую страну посмотреть, своими глазами увидеть и тайгу, и горы, и тундру. В-третьих, надо было себя проверить, понять, на что гожусь в этом мире, – по-военному четко формулирует Жиганов. Сделанный им когда-то выбор, думаю, говорит о характере этого человека.

Для подавляющего большинства свежеиспеченных лейтенантов первые годы складываются одинаково. Начинал он с должности старшего оператора стартового отделения ракетной батареи. Спартанский быт, нескончаемая череда боевых дежурств (граница с Китаем совсем рядышком), наряды, караулы, учения. Словом, все пресловутые тяготы и лишения армейской службы полной мерой. О том, правильно или неправильно сделал, избрав именно такой сценарий судьбы, особо задумываться было некогда.

с женой ИринойПрибавление числа звездочек на погонах наложило и новые, не чета прежним, обязанности. В Германии, куда Жиганов в 1987 году был переведен с Дальнего Востока, он уже командовал ракетной батареей. «Комбат, батяня!» – эти слова из песни и о нем тоже. Ведь командир армейского подразделения и вправду чем-то сродни главе большущей семьи. Если не все, то почти все зависит именно от него: какое настроение у подчиненных, как они накормлены, обуты-обмундированы, как обучены навыкам обращения со сложнейшей военной техникой. Что касается его батареи, упрекнуть Жиганову себя не в чем. Доверенные ему солдатские жизни берег заботливо, пресловутые дедовщину и рукоприкладство сразу и решительно извел на корню, а ракеты на учениях летели точно в цель.

Потом последовал скоропалительный вывод наших войск из Германии, и следующим местом службы для Жиганова на четыре года стал Северо-Кавказский военный округ. Это была середина 90-х, и нет нужды пояснять, что о мире, тишине и спокойствии в том регионе приходилось лишь мечтать. А завершал свой армейский период биографии Владимир Жиганов вновь на Дальнем Востоке в должности начальника штаба отдельного ракетного дивизиона. Сутью своей это сравнимо с должностью главного инженера крупного промышленного предприятия: столь же обширный перечень забот, те же нагрузки, та же ответственность.

…На «гражданке» он нашел себя в «ЛУКОЙЛе». В нефтянке как нигде более полно оказались востребованы знания, волевые качества и грани характера, отшлифованные и закаленные армией. В заполярном ТПП офицер-ракетчик Владимир Жиганов остается верен себе, не утратив очень важного умения полностью концентрироваться на выполнении поставленной задачи, четко разделяя главные и второстепенные цели. Не зря же говорят, что офицеры бывшими не бывают!

Михаил ВЕСЕЛОВ

На снимках автора и из личного архива Владимира ЖИГАНОВА: майор-ракетчик (Дальний Восток, 1996 год); с женой Ириной

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх