С бывшим фронтовиком Гаврилой Гавриловичем Филипповым мы встретились в его красивом и большом доме в селе Усть-Уса.
Он живет здесь с дочерью Галиной. Стучась в дом к ветерану, и не предполагала, насколько интересной окажется эта встреча. К сожалению, здоровье сегодня не позволяет пожилому человеку вести активный образ жизни, как это было раньше. Но он все равно не унывает, следит за всеми событиями, которые происходят не только в селе, районе или республике, но и в целом в России, да и во всем мире.
Наша встреча произошла в апреле, как раз накануне 86-летия ветерана, так что настроение у него было приподнятое.
– На фронт попал в сентябре 1942 года, когда мне шел уже девятнадцатый год, – рассказывает Гаврила Гаврилович. – Нас тогда из села около ста человек призвали. Я очень хотел защищать свою Родину, рвался на фронт. Воевал в 101-м отдельном стрелковом батальоне Северного флота. Мы обороняли и охраняли город Мурманск. Я был стрелок-автоматчик.
В 1943 году в районе Кольского залива он был контужен. О того страшного времени у Гаврилы Гавриловича осталась глубокая зарубка в виде частичной глухоты на левое ухо.
– Стоял часовым на посту, охранял боеприпасы, – вспоминает тот памятный эпизод фронтовик. – Объявили воздушную тревогу. Слышу, как с запада шум идет, летят самолеты. Потом они на наш корабль торпеду сбросили. И тут грохнуло так, что я сознание потерял. Очнулся – ничего не слышу, кровь из уха идет, шинель вся в крови и голова болит так, будто раскалывается. Потом меня сменили, попал в санчасть.
Демобилизовался Г. Филиппов 27 марта 1947 года. В войну был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией», юбилейными медалями.
После войны долгое время был председателем колхоза в Сынянырде. И получил еще одно ранение, но уже от строптивого быка.
Сегодня его очень волнует факт переименования Ленинграда в Санкт-Петербург. Затрагивая эту тему в разговоре, он начинает сильно волноваться, считая, что город, переживший блокаду, обороняя которого погибли тысячи людей, должен был сохранить свое имя.
– Для меня он всегда останется Ленинградом, – убежденно говорит ветеран.
– У папы всегда характер был командирский, – с улыбкой поясняет дочь Галина. – И сегодня иногда он его показывает.
Прощаясь, Гаврила Гаврилович говорит мне:
– Все-таки самое главное – чтобы не было войны. Не дай Бог повториться тому, что пришлось пережить нашему поколению.
Анна ТКАЧЕНКО
Фото Василия ОСТАФИЧУКА