Главной задачей любой добывающей компании является использование всех методов для максимально возможного извлечения нефти из коллекторов любого типа и сложности. Изучение пластов включает массу вопросов, связанных с геологическим строением и характером совместного движения пластовых флюидов. Поиск и выявление взаимосвязей всех известных данных о месторождении помогают геологам и разработчикам воспроизвести наиболее вероятную модель рассматриваемых залежей.
Наглядным тому примером может послужить история освоения Варандейского месторождения. Первая скважина на нем была пробурена в 1974 году. Промышленная добыча нефти началась в 1985 году – тогда в Архангельск был направлен первый танкер, который вез промышленную нефть Варандея.
Сравнительно недавно по всему добывающему фонду был увеличен перепад между давлением в пласте и давлением в стволе скважины с тем, чтобы вызвать активный приток пластового флюида. В результате поступающая в скважину нефть сопровождалась большой долей пластовой воды. Для ответа на вопрос, откуда взялась вода, была создана проектная группа «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», которой удалось не только решить возникшую проблему, но и выработать новый подход в моделировании коллекторов подобного типа.
Зачастую понять, обладают ли породы высокой проницаемостью, наличием трещин или они представляют собой плотную структуру, довольно сложно, опираясь только на образцы, поднятые с залежи. Связано это с тем, что извлечение керна с глубин, на которых обычно залегают нефтенасыщенные породы, сопровождается его «разгрузкой». Изменение давления – с условий глубин порядка 2–3 км до условий на поверхности – частично его разрушает. Рыхлые и проницаемые породы осыпаются, остается только плотная составляющая керна. Из-за этого не всегда можно получить достоверную картину. Значит, необходимо получение дополнительной информации.
Таковой могут быть различные сейсмические данные, так называемые атрибуты, геофизические исследования скважин, а также гидродинамические исследования. Последние позволяют определить проницаемость не только зоны возле исследуемой скважины, но и в процессе гидропрослушиваний понять, хорошо или плохо может фильтроваться нефть в межскважинном пространстве.
– Казалось бы, что может быть проще, чем просто объединить все имеющиеся исследования и получить достоверную картину строения месторождения, – говорит главный специалист отдела газовых методов повышения нефтеотдачи пластов Дмитрий Метт. Именно так и поступили специалисты «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» под руководством заместителя генерального директора по технологиям разработки месторождений Михаила Чертенкова. Что называется, все гениальное – просто.
При выявлении зависимости между сейсмической информацией о залежи, результатами гидродинамических исследований, а также при сопоставлении этих данных с характером работы той или иной скважины на всем протяжении разработки, возможно не только адекватное описание фильтрационного строения залежи, но и довольно точное прогнозирование входных показателей разработки новых скважин.
– Другими словами, берем сейсмический атрибут, берем данные проницаемости возле скважины, полученные благодаря гидродинамическим исследованиям, находим между ними функциональную связь и применяем закон этой связи в масштабах всей залежи, – объясняет ведущий специалист отдела газовых методов повышения нефтеотдачи пластов «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» Светлана Суходанова.
Если раньше 3D-модели пласта отражали только приближенное представление о его строении, то при взаимоувязке различных данных была получена более адекватная картина изменения его фильтрационных параметров. Говоря простым языком, мы стали видеть все детали строения нефтенасыщенных горизонтов.
Применение данного метода помогло построить новую геолого-гидродинамическую модель, позволяющую с высокой степенью точности воспроизвести как историю работы залежи, так и спрогнозировать дебиты добывающих и приемистости нагнетательных скважин, введенных в разработку из бурения. В ближайшее время этот успешный метод совмещения сейсмических, гидродинамических и геофизических исследований может быть применен на других сложных месторождениях ЛУКОЙЛа.
Виталий ИВАНОВ