Когда моя коллега Лика Комар сообщила, что в отпуске хочет побывать в Финляндии, я, если честно, был несколько удивлен: ведь привычные для россиян в последние годы маршруты – Турция, Египет, Кипр, Крит и т. п., сами понимаете, лежат совсем в другой стороне. Но она объяснила, что хочет вместе с семьей и друзьями заодно побывать на матчах чемпионата мира по хоккею с шайбой. И мы договорились, что позже она поделится своими впечатлениями о жарких ледовых баталиях.
Конечно, вспоминать провальные для нашей сборной соревнования может сегодня только отъявленный мазохист. Но Лика к таковым не относится. Да и посмотрела она с участием россиян только два матча предварительного этапа, в которых наши обыграли американцев и немцев. Поэтому воспоминания ее не несли грустных оттенков.
В целом, по ее словам, чемпионат проходил без особого ажиотажа. Запомнились болельщики Литвы с их громкими барабанами. Много было русских, причем выделялись они не только красного цвета одеждой, но и каким-то особым единением. Опять же сразу было видно, что же за люди ездят на подобные соревнования. Так, у болельщиков из Казани, путешествующих на машине, все авто было разрисовано эмблемами, свидетельствующими, что для них этот турнир далеко не первый и уж точно не последний. Впечатлила женщина-пенсионерка в русском сарафане и с пышной косой. В целом, считает Лика, чемпионат показался ей отлично организованным шоу, где отрежиссировано буквально все – от объявлений диктора до музыкальных отбивочек и выступлений рок-группы в паузах.
На мой вопрос, можно ли сравнить Финляндию с той же Республикой Коми, Лика ответила весьма загадочной фразой: «У них все так же, как у нас, но только все по-другому».
И я попросил с этого момента рассказывать более подробно.
Оказывается, у них там ни один рожок от оленя не сгниет в земле и не пропадет даром, а обязательно будет пущен в дело. Любая деревяшка – тоже. Впечатление такое, что вся страна живет и работает без каких-либо отходов.
И это не мысль, вычитанная в путеводителе, а самое настоящее личное впечатление. Потому что Лика была в Финляндии не по путевке, а, так сказать, дикарем: брали напрокат машину и ехали туда, куда хотели, и видели то, что хотели увидеть.
– Мы остановились в деревянном коттедже в шести километрах от города Форса, местечко Тамила. По нашим российским понятиям – это обычная деревня, – рассказывает Лика. – Там совершенно нет высоких домов. Но я удивилась, как у них все ухожено и все продумано. Например, довольно часто лес вдоль автотрасс огорожен заборчиком. Потому что, не дай бог, лосик выбежит. Тот же домик для барбекю, да и коттедж, в котором мы жили, сделан из низкосортного дерева. У нас такое просто валяется, а финны из него строят жилища. Кстати, все они выкрашены знаменитой «Тиккурилой» почему-то всего в два цвета: темно- и светло-бордовый. Редко можно встретить бежевый. Опять же, там совсем нет не асфальтированных дорог. И потом, там все частное. Просто так ты ягоды, грибочки собирать не сможешь. Для того, чтобы половить рыбу на озере, нам пришлось купить лицензию.
– А каковы местные жители в общении?
– Они очень доброжелательны, но в то же время и настороженны. Причем, не только по отношению к нам, русским. Это у них манера такая.
Например, когда наши мужчины поставили сети, к ним на лодке подплыл финн и проверил разрешение. Такой там у них порядок: ставишь сеть и рядом привязываешь в пустой бутылке лицензию.
Попали мы в зону пристального внимания и когда поехали посмотреть окрестные деревушки. У одного мужчины был такой подозрительный взгляд! Как оказалось, финны привыкли видеть только своих, чужие в тамошней глубинке практически не ходят.
– Говорить о финнах и не упомянуть о спиртном даже как-то неудобно…
– В день праздника этого там нигде не купишь. Поэтому все финны «отмечают» накануне, и подвыпившая молодежь на лужайке на траве – картина для них привычная. Спиртное продается в специальных алкомаркетах. Их мало, и работают они по определенным дням. Зато пиво продают повсюду.
А в остальном Финляндия очень похожа на нас. В Хельсинки так и вовсе слышна одна русская речь.
– И зачем же, интересно, наши сограждане ездят в эту страну?
– В основном даже не за вещами, которые там совсем не дешевы, а за продуктами, которые отличаются очень высокими кондициями. Предмет особой же гордости финнов – это мясо с эмблемой белого лебедя на синем фоне, что означает стопроцентное финское качество. А еще туда едут на рыбалку, насладиться красивой природой и тишиной. Лишь слышно пение птиц да всплеск волны на озере. Но сел в машину, и через шесть километров – огромный супермаркет.
– А есть какое-либо отличие от Финляндии в нашу пользу?
– Мы красивее. И женщины, и мужчины. Да, тамошние жители очень стильно одеты, даже пенсионеры. Но достоинство русских – внешность. Впрочем, наша молодежь тоже одевается модно и стильно, но замечают россиян именно по лицам. А финны все очень друг на друга похожи, если только они не арабского происхождения с европейским гражданством (смеется).
Записал
Сергей ЛУЧНИКОВ
На снимке из семейного альбома Лики КОМАР: рыбацкая идиллия на финском озере