Интересные факты

о том, Как нефтяники помогали фронту

Эшелон ухтинской нефти для блокадного Ленинграда

Предлагаем вашему вниманию подборку интересных фактов из жизни ухтинских нефтепромыслов в годы Великой Отечественной войны: на какие рекорды шли работники в нефте- и газодобыче, как помогали армии и т. д.


Ноябрь 1941 года. Комсомольско-молодежной бригаде нефтешахты № 1, возглавляемой буровым мастером стахановцем Иосифом Буткевичем, первой было присуждено звание «фронтовая». Члены бригады ежедневно перевыполняли производственные задания, добиваясь рекордных результатов – от 400 до 940 % к плану.


17 января 1942 года. Состоялось собрание комсомольского актива ухтинских предприятий. Его можно считать началом движения комсомольско-молодежных бригад. В 1942-м их было две, в 1943-м – четыре, в 1944-м – 17, в 1945 году – 54. Лучшим из них присваивали звание фронтовых.

На этом же собрании комсомольцы промышленных предприятий решили оказать помощь колхозникам Ухтинского района. Они взяли шефство над колхозами «Югэр» («Свет», деревня Крутая), «Красный партизан» (село Изваиль), имени Чапаева (деревня Лайково), имени газеты «Правда» (деревня Лач), «Гэрд Ухта» («Красная Ухта», село Усть-Ухта) и «Бригадир» (деревня Пожня). Помощь комсомольцев выражалась в ремонте сельскохозяйственного инвентаря в ухтинских мастерских, в посылке бригад слесарей в колхозы, в производстве колес для телег, в проведении культурно-массовой работы среди колхозников.


9 мая 1942 года. Комсомольцы 2-го нефтепромысла (Ярега) Попов и Напалков изъявили желание перейти на 3-й промысел на горные работы и в меру своих сил помочь коллективу. Комсомольцы обязались в течение одного месяца освоить новую специальность и выполнить к 10 июня нормы на горных выработках не ниже, чем на 100 %.


3 ноября 1943 года. В Ленинград отправлен эшелон нефти, следом еще один – с нефтепродуктами. Затем последовала делегация во главе с секретарем Коми обкома ВКП(б) А. М. Елькиной, которая прибыла в город на Неве 9 ноября. Делегаты осмотрели город, его достопримечательности, побывали на Металлическом и Кировском заводах, в воинских частях, у моряков Балтийского флота, совершили поездку на торпедных катерах по Финскому заливу, посетили детские учреждения и музыкальный театр, были приняты в исполкоме Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся. Делегация провела в городе две недели и вернулась в Ухту 27 ноября.


В марте 1944 года в адрес Государственного комитета обороны работники первой нефтешахты направили телеграмму: «На далеком Севере, в Коми АССР, в годы войны Ухтинским комбинатом построена первая в Советском Союзе опытная нефтяная шахта. Коллектив рабочих, инженерно-технических работников и служащих в момент сдачи ее в промышленную эксплуатацию вносит в фонд вооружения Красной армии 350 тысяч рублей. Просим на собранные нами средства построить танки «Нефтяник Коми АССР».

На приведение в действие этих танков просим принять добытые нашей шахтой в первом квартале 1944 года три эшелона сверхплановой нефти».

В конце марта коллектив нефтешахты получил телеграмму от Сталина, поблагодарившего нефтяников за поддержку. В дальнейшем такие же телеграммы получил коллектив Ухтинского комбината, который передал на вооружение 302 тысячи рублей, колхозники сельхозартели «Гэрд Ухта» – за сбор средств на строительство танка «Ухтинский колхозник» в сумме 80 тысяч рублей.


За годы войны Ухтинский нефтеперегонный завод (сегодня ЛУКОЙЛ-УНП) расширил выпуск продукции с семи позиций в 1941-м до 15 позиций в 1945-м. Переработка сырья увеличилась в 2,3 раза, общий объем составил 550 тысяч тонн нефти – огромное по тем временам количество нефтепродуктов.

Продукция нефтеперерабатывающего завода обеспечивала боевую технику Ленинградского и Волховского фронтов, осажденный Ленинград, заводы, железные дороги и транспорт.

Именно в первый год войны лаборатория завода получила из ярегской нефти вагонную смазку типа «северная» с температурой застывания –55 градусов, то есть на 10 градусов ниже существовавшей.


Суперморозостойкая смазка была не единственным эксклюзивным видом продукции, выпуск которой наладили на Ухтинском НПЗ.

В августе 1942 года в Краснодаре, чтобы не достался врагу, взорвали единственный в стране завод, выпускавший лаковый битум. Этот материал широко использовался в авиационной, танковой и электротехнической промышленности. Теперь его производство можно было наладить только на УНПЗ. Установку в кратчайшие сроки соорудили из брошенных, отслуживших свой век кубов. Под цех отремонтировали полуразрушенную кирпичную постройку. Однако металл старых кубов был изношен, и проектировщики категорически запрещали запускать установку. Ее ввели в эксплуатацию только под личную ответственность директора завода. Это был большой риск, но он себя оправдал. За годы войны на полукустарной установке завод произвел около 7 тысяч тонн остродефицитного лакобитума.


А вы знали, что у фашистской Германии был план диверсии в Тимано-Печоре?

В годы войны в Коми усиленными темпами шло развитие нефтяной и газовой промышленности, регион обеспечил отрасль надежными запасами.

Все эти обстоятельства и другие стратегические расчеты вызвали определенный интерес немецко-фашистского командования к Печорскому краю Коми АССР. Немецкая разведка «Абвер» подготовила операцию «Цеппелин-норд», активным участником которой был бывший генерал-майор Бессонов. Им был разработан план высадки немецкого десанта в Печорский край и организации восстания в многочисленных лагерях ГУЛАГа. 50-тысячный десант должен был соединиться со 100-тысячным контингентом гулаговских лагерей, расположенных в Печорском крае. С этой целью 6 июня 1943 года был выброшен разведывательный десант из 12 человек в районе совхоза «Кедровый шор» в 60 км от поселка Кожва.

Однако участники десанта ликвидировали своего руководителя, а сами добровольно сдались органам НКВД, и план «Цеппелин-норд» провалился. Так далекий от фронта Печорский край оказался местом военных действий.

Подготовила Светлана БЫКОВСКАЯ

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх