Игорь ШАРАПОВ: ЖИТЬ И РАБОТАТЬ С ПОЛНОЙ ОТДАЧЕЙ

Фото Альберта ЛЮДВИГАКадровые и структурные изменения, процессы реорганизации и перспективы крупных промышленных компаний интересны не только их трудовым коллективам. Об этом говорят, это обсуждают и другие жители городов и регионов. Причины понятны: такие предприятия вносят большой вклад в формирование региональных бюджетов, в обеспечение работой местных специалистов и реализацию социально значимых программ.

Все сказанное распространяется на Ненецкий автономный округ и предприятие «Нарьянмарнефтегаз», которое с переходом под управление ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» стало действовать в единой связке с ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз», получив мощный импульс к развитию. Тогда же, три месяца назад, структурное подразделение ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в Заполярье возглавил новый директор – Игорь Владиславович Шарапов, до этого занимавший должность заместителя генерального директора «Нарьянмарнефтегаза» по операционным вопросам (добыче). И пора уже подробнее узнать о нем самом и том, какие задачи предстоит решать коллективу под его руководством.

– Игорь Владиславович, налицо произошедшее значительное увеличение объемов инвестиционной и операционной деятельности. Как они оцениваются в цифрах?

– Если говорить о ближайшем будущем, то уже в 2013 году мы должны обеспечить добычу нефти с лицензионных участков, закрепленных за ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз», ООО «Нарьянмарнефтегаз», ООО «НМНГ-МНА», на уровне 2,5 миллиона тонн. Предстоит реализовать мероприятия по инвестиционной деятельности без учета бурения на сумму около пяти миллиардов рублей, построить (с учетом переходящих) 29 скважин.

Благодаря консолидации активов ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и ООО «Нарьянмарнефтегаз» до наступления лета будет осуществлена эксплуатация в круглогодичном режиме месторождений имени Юрия Россихина и Восточно-Сарутаюского, что требует от коллектива напряженной работы и мобилизации всех ресурсов. Но мы обязаны это сделать. Иного, как говорится, не дано. На это брошены все силы.

Прежде раздельная эксплуатация названных месторождений, согласно расчетам, была экономически неэффективна. Теперь же, после объединения, мы сможем более динамично реализовывать и другие крупные проекты на территории Ненецкого автономного округа.

– Каковы особенности добычи нефти на заполярных месторождениях?

– На организацию работ накладывают отпечаток суровый климат, отсутствие дорог и рельеф местности, изобилующей реками, ручьями и болотами, а также геологическая специфика. Все это приводит к увеличению себестоимости добычи нефти.

Кроме того, около 60 процентов добываемой «ЛУКОЙЛ-Севернефтегазом» нефти относится к углеводородам повышенной вязкости с высокой температурой застывания. Поэтому приходится использовать энергоемкие тепловые методы подготовки и транспортировки. Широкое применение получили греющие кабели, трубопроводы с системами скин-эффекта, высокоэффективные теплоизоляционные материалы.

– Можно ли сказать, что предприятие отличает передовой уровень технической вооруженности?

– Безусловно! На производственных объектах внедрено более 20 инновационных технологий и очень важно, что многие из них способствуют рациональному использованию природных ресурсов, снижению нагрузки на окружающее среду и соблюдению строгих требований к качеству продукции.

К ним, в частности, относятся объекты подготовки нефти месторождения Южного Хыльчую. Это колонна ее отдувки от сероводорода, единственная в мире промысловая установка демеркаптанизации нефти. С целью минимизации выбросов в атмосферу реализованы дорогостоящие инвестиционные проекты, такие как установка очистки газа от сероводорода, установка получения и грануляции серы.

– А какие решения использовались применительно к добыче?

– Внедрены технологии интенсификации добычи низкопродуктивных коллекторов: бурение направленных боковых стволов с горизонтальным окончанием и обсаженных цементируемыми и нецементируемыми хвостовиками на основе нефте- и водонабухающих пакеров.

В прошлом году на Восточно-Сарутаюском месторождении проведены работы по гидроразрыву пластов на двух скважинах, причем глубина залегания этих пластов достигает 4500 метров, что делало эти мероприятия сложными для исполнения. Тем не менее, гидроразрывы были успешно проведены с обеспечением давления нагнетания до 900 атмосфер и эффективностью до 200 тонн в сутки по нефти.

– Вы сегодня – один из самых, пожалуй, молодых руководителей такого ранга в нефтяной отрасли. Став директором в 33 года, не можете не ощущать, что Ваши слова и действия рассматриваются с особой пристрастностью…

– При этом исхожу из того, что любая производственная деятельность регламентируется, в сущности, общеизвестными требованиями и нормами. Их нельзя отменить, нельзя нарушить: это опасно, чревато сбоями в технологических процессах, другими неприятными последствиями. Но ведь и в основе сложных человеческих отношений, руководящей практики лежат простые нормы: будь справедлив, будь честен… Все другие правила эффективного управления выводятся из этих простых законов.

Опять же, в директорское кресло я сел, прежде пройдя, не пропустив ни одной, все ступеньки профессионального и карьерного роста. Начинал оператором по добыче нефти, потом работал мастером, ведущим инженером, заместителем начальника, начальником промысла, руководителем отдела добычи нефти «Нарьянмарнефтегаза».

– А выбор профессии был как-то предопределен местом рождения или другими обстоятельствами?

– Родился в городе Березники Пермского края. Это индустриальный многоотраслевой город, выбирать было из чего. Что повлияло на решение? Отец занимался бурением эксплуатационных скважин, мне с раннего детства были знакомы и полеты на вертолетах, и то, как живут и трудятся люди на дальних буровых

Выбор профессии – он был абсолютно сознательным. Поступал после инженерно-экономического колледжа на горно-нефтяной факультет Пермского государственного технического университета, точно зная, что хочу стать нефтяником. И ни разу до сих пор не пожалел о сделанном выборе.

К 26 годам успел приобрести опыт руководства большим цехом по добыче нефти и газа, купил квартиру, и можно было бы ничего не менять в своей жизни. А в НАО отправился потому, что здесь начиналась реализация интереснейших проектов на Южном Хыльчую и Варандее. Приехал – и сразу оказался в самой гуще событий. За два с половиной года в необжитой тундре были построены уникальные по срокам и масштабам сооружения. Горжусь, что участвовал в этом, как говорится, с первого колышка.

Удивительный северный край полюбил всем сердцем, женился здесь, и малой Родиной для моего сынишки стало именно Заполярье. Словом, благодарен судьбе за то, что она привела меня сюда, где хочется жить и работать с полной отдачей.

Вопросы задавал Михаил ВЕСЕЛОВ

Фото Альберта ЛЮДВИГА

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх