«Гастрит» не спит!

4 3

В комплексном цехе по добыче нефти и газа № 6 ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» успешно состоялись опытно-промышленные испытания (ОПИ) поглотителя сероводорода «Гастрит-К131М». Полигоном послужил участок межпромыслового нефтепровода УПСВ (установка предварительного сброса воды) «Южный Терехевей» – УПСВ «Южная Лыжа». Обе входят в состав шестого цеха и находятся в Печорском районе.

 

Вступая в реакцию

Зачем же понадобилось проводить испытания? Как сообщил начальник отдела подготовки нефти ухтинского ТПП Александр Неробелов, нефтесодержащая жидкость с одноименного месторождения поступает на УПСВ «Южный Терехевей», где происходит освобождение НСЖ от воды, которая закачивается обратно в пласт для поддержания внутрипластового давления.

Установка обезвоживает «черное золото», как и положено по регламенту, до пяти процентов. Но когда углеводородное сырье транспортируют дальше по трубопроводу на УПСВ «Южная Лыжа», ее опять искусственно заводняют с целью наилучшей прокачки по трубопроводу. Это необходимо делать из-за сложных реологических свойств нефти (высокая температура застывания – порядка восьми градусов). Чтобы обеспечить определенную скорость прохождения в трубе и не допустить ее застывания и остановки трубопровода, обводненность поддерживается на уровне 45 процентов.

В результате искусственного заводнения в трубопроводе начались сильные коррозионные процессы с образованием свободного железа. Кроме того, в этой нефти еще содержится и сероводород. Данный химический элемент вступает в реакцию со свободным железом, в результате которой получается сульфид железа, что отрицательно сказывается на качестве НСЖ. На УПСВ «Южная Лыжа» также поступает нефть с Южно-Лыжского месторождения с содержанием свободного железа до 40 миллиграммов на литр.

В результате смешивания потока углеводородного сырья с УПСВ «Южный Терехевей», в котором содержится сероводород, с потоком с Южно-Лыжского месторождения, где содержится свободное железо, в сепараторе УПСВ «Южная Лыжа» происходит образование сульфида железа. А в трубопроводе в НСЖ образуется коллоидная смесь, содержащая нефть.

Все это никому не нужное химическое безобразие шло дальше на УПН «Северная Кожва». Сюда же в автоцистернах поступает продукция с Северо-Ниедзьюского месторождения. В нефтесодержащей жидкости, которая там добывается, тоже присутствует сероводород. А в технологическом процессе в цехе используется пресная вода, в ней содержится свободное железо.

На ступени обессоливания в установке они встречаются и, опять же, получается сульфид железа.

В итоге в очистных резервуарах УПН «Северная Кожва» данный нежелательный химический элемент стал накапливаться в больших объемах, что вызывало определенные риски.

Почему прежде этот вопрос не стоял так остро? Потому что раньше на Южной Лыже нефть была безводная и, соответственно, не было коррозионных процессов, ведущих к образованию свободного железа, и вступать в реакцию сероводороду было не с чем.

Это стало понятно, когда в ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» была проведена исследовательская работа. Результат налицо: найдены источники образования сульфида железа, изучена история его появления и даже снят ряд видеоматериалов, где наглядно показано, что и как происходит. Выводы сделаны следующие. Сероводород вызывает локальную коррозию трубопроводов, особенно на начальных участках, приводит к образованию сульфидов железа, способствующих ухудшению подготовки добываемой НСЖ, накоплению некондиционной эмульсии. К тому же их наличие повышает расход деэмульгатора при подготовке нефти и способствует понижению приемистости нагнетательных скважин ПДД при закачивании подтоварной воды.

 

Химия – в помощь

В результате проделанной работы на свет появился новый химический препарат – «Гастрит-К131М». Он позволяет нейтрализовать сероводород, находящийся в нефтесодержащей жидкости, перекачиваемой по Южно-Терехевейскому трубопроводу на Южную Лыжу.

В ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» разработали программу опытно-промышленных испытаний. Естественно, сначала действие реагента изучили в лабораторных условиях. Определили оптимальную дозировку: на одну часть сероводорода – пять частей поглотителя.

Испытания преследовали несколько целей: определение эффективности работы поглотителя сероводорода в промысловых условиях, выведение оптимального расхода «Гастрита-К131М» для нейтрализации исходного содержания растворенного сульфида железа в НСЖ Южно-Терехевейского месторождения, предотвращение образования сульфидов железа на УПСВ «Южная Лыжа», предупреждение образования некондиционной нефти в результате смешения двух потоков «черного золота» с УПСВ «Южный Терехевей» и УПСВ «Южная Лыжа».

На УПСВ «Южный Терехевей» и Северо-Ниедзьюское месторождение были завезены установки дозирования и необходимое количество реагента. Его подача на Южном Терехевее осуществлялась в трубопровод по выходу насосов внешней перекачки, а на Северо-Ниедзьюском – в выкидной коллектор скважины. Отслеживались объем перекачки НСЖ, входное содержание сероводорода, обводненность по трубе и остаточное содержание химического элемента на выходе из трубопровода на УПСВ «Южная Лыжа».

Образцы нефти собирались в двух точках: на УПСВ «Южный Терехевей» до подачи поглотителя и на УПШ ДНС «Южная Лыжа» (уже обработанная жидкость).

Пробы собирались в полуторалитровые емкости в количестве 0,75 литра и нагревались до 30 градусов Цельсия. Содержимое каждого контейнера интенсивно перемешивалось примерно одну минуту в количестве до 200 раз. В течение всего времени проводилась визуальная оценка качества подтоварной воды с ОПВ ДНС «Южная Лыжа».

В результате применения реагента нейтрализация сероводорода составила порядка 99 %. Отмечено улучшение качества подтоварной воды с ОПВ ДНС «Южная Лыжа» – она стала более светлой и прозрачной. Содержание некондиционной НСЖ уменьшилось примерно в 10 раз. В очистном резервуаре УПН «Северная Кожва» перестал накапливаться сульфид железа.

На основании полученных в результате ОПИ данных можно сделать вывод, что испытания прошли успешно. Промышленное применение «Гастрита-К131М» решает целый комплекс технологических задач, начиная от поглощения сероводорода, снижения коррозионной активности перекачиваемой эмульсии, предотвращения образования сульфидов железа, улучшения процесса подготовки добываемой эмульсии, сокращения накопления некондиционной НСЖ, заканчивая улучшением качественных характеристик подготавливаемого сырья на конечном участке УПН «Северная Кожва».

Это в конечном итоге должно принести экономию средств по ремонту нагнетательного фонда и шурфовых установок, по затратам на транспорт для вывоза некондиционной нефти на утилизацию, на химреагенты и потенциальные расходы на ликвидацию инцидентов по периферии трубопровода УПСВ «Южный Терехевей» – «Южная Лыжа».

И в заключение один интересный момент. Как рассказал Александр Неробелов, водители машин, которые вывозят продукцию с Северо-Ниедзьюского месторождения, заметили, что исчез запах тухлых яиц (именно так, как известно, пахнет сероводород), и спрашивали, как это сделали. Что им ответить? Работают нефтяники. И хорошо работают.

[bubble author=»» background=»#ddd» color=»» padding=»10px» border=»0″ type=»rounded»]

Порядка 99 % составила нейтрализация сероводорода в результате применения реагента «Гастрит-К131М»

[/bubble]

Петр БОБРАКОВ

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх