Нападение фашистской Германии на нашу страну прервало мирную жизнь всех трудящихся даже в самых отдаленных уголках Родины. Рабочий поселок III промысла, именно так тогда называлась Ярега, с момента объявления войны стал жить заботами о фронте, а многие нефтяники просили отправить их в места начавшихся боевых действий.
Уже 8 июля 1941-го на Яреге была мобилизована первая группа добровольцев, в годы войны отсюда в действующую армию ушли 745 человек, из которых погибли и пропали без вести 74 человека.
В первый же день начала войны на шахтах были отменены выходные дни и отпуска, а продолжительность рабочего дня увеличена до 10-11 часов. На место ушедших на фронт мужчин стали женщины и подростки. Осенью 41-го здесь была создана специальная школа для подростков, которые, не отрываясь от обучения, почти сразу же приступали к работе. В основном из них создавались доблестные комсомольско-молодежные бригады под руководством Иосифа Буткевича, Виктора Свинцова и Ивана Липина. Молодежь выполняла сменные нормы на 200 и более процентов. К 44-ому году количество бригад перевалило за полсотни. Известно, что в первый год войны бригада Иосифа Буткевича в полном составе ушла в действующую армию.
В военное время добычей «тяжелой» нефти занимались и женщины, успешно выполняя работу буровиков, операторов по добыче. Немало служащих аппарата управления перешло на непосредственное производство. Все это происходило на фоне сокращения капитальных вложений и отсутствия необходимых материалов, на фоне тотальной экономии средств. Так, в целях удешевления, упрощения и ускорения строительства подъездных путей ко второй и третьей нефтешахтам вместо гравийных дорог были построены лежневки усиленного типа, а строительство зданий и рабочих общежитий велось в каркасно-засыпном исполнении, что сократило затраты труда и средств в три раза.
На III промысле руководством было организовано извлечение металлических обсадных труб из бездействующих скважин. В 42-м году приказом по Ухтижемстрою был объявлен «конкурс на освоение обсадных деревянных труб для подземного бурения». За время войны нефтяники изготовили более 40 тысяч таких труб.
В этом же году на Ухтинском нефтеперегонном заводе, так назывался нынешний НПЗ до 1951 года, из ярегской нефти были получены смазочные и моторное масла.
В 1943 году коллектив первой шахты впервые справился с государственным планом по всем показателям, а затем девять месяцев подряд держал передовое Красное знамя Коми обкома партии.
В ту суровую пору основную заботу об обеспечении фронта горючим и промышленным сырьем взяли на себя шахтеры-нефтяники Яреги. Не дожидаясь окончания строительства шахты, горняки значительно увеличили темпы добычи. В 1944 году на нефтешахте №1 работало более двух тысяч человек, первая шахта в это время достигла своей проектной мощности, здесь каждый день добывали по 343-360 тонн нефти. К концу войны шахтная нефть составляла 85% от всей добываемой в Коми АССР.
Несмотря на тяжелейшие условия труда, горняки не забывали и о культурной жизни. Организатором развлекательных мероприятий была агитбригада «Синие блузы», на сцене сельского клуба давал концерты джазовый оркестр и ставились драматические спектакли «Платон Кречет», «Чужой ребенок», «Константин Заслонов».
Впервые в июле 1943 года в фонд главного командования Красной армии коллектив нефтешахты отправил эшелон с нефтью, полученной сверх плана. Несколькими месяцами позже шахтеры Яреги развернули соревнования в честь 26-ой годовщины Великого Октября, благодаря чему добыча увеличилась вдвое, в это же время с подъездных путей шахты ушел еще один эшелон нефти для защитников Ленинграда. Уже в Ухте к нему присоединили несколько цистерн с нефтепродуктами от тамошнего завода. Следом в город на Неве выехала представительная делегация из восьми человек. В ноябре 1943 года фотография делегатов на фоне Смольного была напечатана в журнале «Ленинградская правда».
Более 26 таких сверхплановых эшелонов ушло на фронт в годы войны.
События военных лет и имена тех, кто внес неоценимый вклад в Победу, навсегда вошли в хроники поселка Ярега. Великий боевой и трудовой подвиг наших земляков – лучший пример для современников.
Наталия ТАНКОВА,
Алина САМУНИНА
На снимке из архива Музея Ярегских нефтешахт: делегация из Коми на фоне Смольного