Долгая дорога к нефти

ОбложкаОт редакции

В прошлом году мы начали цикл публикаций, в которых рассказывали о статьях об Усинске в старых газетах и журналах. Честно говоря, не ожидали, что отклики наших читателей на материалы под новой рубрикой будут столь доброжелательными. Поэтому решили продолжить свою работу в этом историческом направлении.

Пуд в сутки

Передо мной книга Михаила Пыстина «Печорский меридиан», изданная Коми книжным издательством в 1989 году. Она рассказывает об истории развития Печорского района и территорий, прилегающих к реке Печоре. Встречаются в издании упоминания и об Усинском районе, а также о развитии нефтедобычи в Коми, которые нам особенно интересны.

Итак, большой толчок развитию производственных сил Печорского края дал в XIX веке предприимчивый купец Василий Латкин. В книге цитируется запись из его дневника:

«…я уже составил Печорскую компанию для развития промышленности на Печоре, правительство поддерживает мои предложения, но, чтобы более убедиться в основательности моих предложений, я снова отправляюсь на Печору с непременным намерением доплыть до ее устья, подняться на вершины Усы, а также обозреть, если будет возможно, другие реки».

В этом путешествии купец побывал в отдаленных поселениях. Вот что он написал, оказавшись в Усть-Усе:

«В деревне Усть-Уса дома порядочные, печи везде с трубами, окна большие, полы чисто вымыты, что не везде увидишь в самом большом краю России. Жители крайне добры, трудолюбивы и гостеприимны».

Печорский край В. Латкин изучал вместе со своим зятем – энергичным промышленником Михаилом Сидоровым. В книге рассказывается, что он занимался ухтинской нефтью. Еще в 1864 году Сидоров начал хлопотать, чтобы ему позволили пробурить скважину для добычи нефти. Получив такое разрешение, он послал в Ухту шведов и австрийцев для начала работ. И уже в 1869 году вблизи нынешнего поселка Водный на Ухте заработала одна из первых скважин в России, которая давала в сутки пуд нефти. Но в то время промышленник не нашел поддержки этого проекта ни на родине, ни за рубежом…

Самый северный в СССР

Поисковые работы здесь получили развитие только в 1929 году, когда, по решению коммунистической партии, в Коми автономную область направили крупную комплексную геологоразведочную экспедицию для проведения стационарных поисковых работ на нефть, газ, уголь и другие полезные ископаемые в Ухто-Печорском районе.

«В 1931 году в Ухте был создан самый северный в СССР нефтяной промысел. Вскоре была открыта тяжелая нефть в верховьях речки Ярега», – пишет М. Пыстин.

Далее в своей книге автор подробно рассказывает о том, как в середине XX века здесь велись работы по поиску полезных ископаемых. Большой вклад в открытие северных месторождений угля и нефти, как известно, внес геолог Георгий Чернов. Автор приводит отрывок из его книги «Полвека в Печорском крае»:

«Угли в то время мы находили на многих притоках Печоры и в самой глухой и отдаленной части Большеземельской тундры. Вряд ли, думалось мне тогда, они заинтересуют угольную промышленность. Я не мог представить себе, как в такой труднодоступной местности можно начать не только добычу, но и разведочные работы. Ни железных дорог, ни людей, ни строительных материалов здесь не было».

Но правительство заинтересовали природные запасы Коми. В довоенные и послевоенные годы шло активное строительство железной дороги на север Коми. А в начале 60-х началось решительное наступление геологов на территорию нынешнего Усинского района.

«В октябре 1960 года буровой мастер Б. Троик заложил на Усинской площади первую буровую. В 1962 году скважина дала приток тяжелой нефти».

Но историки отмечают, что суточный дебит ее был мал – всего 6,5 тонны. Однако наличие нефти подтвердило прогнозы геологов о перспективности этого района. Нефтяникам оставалось ждать недолго – до февраля 1968 года.

В книге можно прочитать, что рассказывал о том событии бывший управляющий трестом «Печорнефтегазразведка» В. Хорьков:

« – Глубокое бурение подтвердило правильность прогноза. Сколько радости у геологоразведчиков вызвал мощнейший фонтан нефти на седьмой буровой, взметнувшийся столбом в усинское небо. Семьсот тонн нефти в сутки – таков был ее дебит. Таких дебитов история нефтяной промышленности нашей республики еще не знала».

В 1972 году началось строительство нефтепровода Усинск – Печора – Ухта протяженностью 409 километров.

«Предстояло пересечь более 30 рек, пройти 333 километра по болотам, переработать более 2 миллионов кубометров грунта, уложить 80 тысяч тонн стальных труб».

Миллиарды на развитие

С пуском в эксплуатацию 1 июня 1973 года Усинского месторождения и 5 сентября 1975 года – Возейского было положено начало созданию нового крупного нефтегазодобывающего района, имеющего большое значение для народного хозяйства всей страны.

М. Пыстин пишет, что с середины до конца 70-х годов, за одну пятилетку, для выполнения плана по увеличению добычи нефти на Усинском месторождении было направлено два млрд рублей. Добыто 44 миллиона тонн нефти. Разведаны новые месторождения. Усинск стал Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, а его жители получили более 200 тысяч кв. метров благоустроенного жилья. Вступила в строй железная дорога Сыня – Усинск.

В 80-е годы в Усинске строятся Дворец культуры, Дом быта, универсам, новые школы, детские сады. За десять лет добыто 100 миллионов тонн нефти. 76 процентов всего «черного золота» республики в 80-е годы добывалось здесь.

«Чтобы оценить значение Усинского нефтяного месторождения, достаточно привести такое сравнение: 42 года потребовалось Объединению «Коминефть», чтобы добыть 50 миллионов тонн нефти без Усинского месторождения», – приводит любопытный факт М. Пыстин.

Анна ТКАЧЕНКО

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх